Программа развития высоконравственной личности и воспитания детей в системе дополнительного образования
Программа разработана на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года во исполнении,
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Организация-разработчик:
МБУДО «Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки».
Разработчик:
Заместитель директора по воспитательной работе
МБУДО «ДесногорскаяДМШ имени М.И.Глинки»
Левшенкова Елена Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
1.1.Область применения программы:
Программаразвитиявысоконравственной личности и воспитания детейявляется частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, хореографического творчества в соответствии с ФГТ со сроком обучения 8, 9 лет.
Программаразвитиявысоконравственной личности и воспитания детей может быть использована в реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных и общеразвивающих программ в области музыкального искусства, хореографического творчества в детских музыкальных школах, детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2.Место в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
Вариативная часть.
1.3.Цели и задачи программы, требования к результатам программы.
В результате программы обучающийся воспитывает в себе:
-сознательное, добросовестное отношения к учебе;
-потребность в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
-качественные черты характера в личностном развитии: отзывчивость, щедрость, миролюбие, стремление к самопожертвованию.
В результате освоения программы обучающийся формирует:
-внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей действительности;
-внутреннюю позицию на здоровую, счастливую, свободную, ориентированную на труд личность;
- высокий уровень духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
-уважение к русскому языку как к государственному языку РФ;
-активную жизненную и сформированную гражданско-патриотическую позицию;
-общность интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;
-представление по этике и психологии семейной жизни;
-социально-экологическое, нравственно - эстетическое воспитание и развитие по средствам различных видов творческой деятельности;
-гуманистическое отношение к окружающим, культуре речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
-способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор;
-социальную активность в добровольческой деятельности;
-умение решать возникающие проблемы (добрым) мирным способом на основе учета интересов всех заинтересованных сторон.
Социальное – формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком. Оно включает:ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, персептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны. Оно включает:политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.
Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. Оно включает:развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
Ожидаемые результаты:
·качественный рост воспитанности детей;
·достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
·активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
·способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор;
·рост социальной активности обучающихся;
·рост мотивации к активной добровольческой деятельности;
·качественное изменение в личностном развитии (отзывчивость, щедрость, миролюбие, стремление к самопожертвованию, как черты характера), усвоение гражданских и нравственных норм (отношения к людям);
·умение решать возникающие проблемы (добрым) мирным способом на основе учета интересов всех заинтересованных сторон.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов в год.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Объемпрограммы и виды воспитательной работы: срок обучения – 8, 9 лет (1-9 классы).
Вид воспитательной работы
Количество часов
Максимальная воспитательная нагрузка (всего)
95
Практические занятия (классные часы)
23
Концертные выступления
32
Родительские собрания с концертами
40
2.2.Тематический план и содержание программы.
Название темы
Содержание воспитательного материала, виды воспитательной работы,
Количество часов
Тема 1.
Семейное воспитание
Содержание воспитательного материала:
Поддержка семейного воспитания:
- содействие к формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
- обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетенции родителей;
- развитие и совершенствование содержания и условий воспитания подрастающего поколения России на основе признания определяющей роли семьи.
На классных, родительских собраниях с концертами:
организация и проведениеконцерта: фестиваля-конкурса «Музыкальная семья»;
изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
проведение культурно-массовых,мероприятий совместно с родителями;
организация совместных коллективных творческих дел «Мой дом, мои родные, близкие»;
организация и проведение благотворительных акций «Я и Вселенная»;
организация работы с родителями «Твои истоки».
42
Практические занятия (классные часы)
-
Концертные выступления
2
Родительские собрания с концертами
40
Тема 2.
Духовно-нравственное воспитание
Содержание воспитательного материала:
Поддержка духовно-нравственного воспитания по средствам воспитательных возможностей образовательных, культурных, экскурсионно-туристических и других организаций.
Воспитание здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа к судьбе России.
Поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей.
воспитание чувства прекрасного;
воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
формирование общечеловеческих ценностей;
соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
изучение культуры, российских традиций;
ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
знакомство с различными видами искусств;
проведение общешкольных традиционных мероприятий;
оформление стендов;
организация культурных мероприятий для творческой самореализации;
участие в праздниках, мероприятиях, конкурсах, концертах:
1.«Рисуем музыку», "Быть добрым надо по привычке"-классный час посвященный Декаде Добрых дел;
2.«Город над вольной Десной» - литературно-музыкальный вечер, посвященный празднованиюДня города;
3.«Славься Глинка!» - концерт посвященный Дню музыки и Дню пожилых людей;
4.«И снова музыка звучит» - праздничный Новогодний концерт вокальной музыки;
5.«Новогодний музыкальный серпантин» - отчетный концерт школы по итогам I полугодия.
6.«Вечер фортепианной музыки» - концерт;
7.«Юный концертмейстер» - праздничный концерт фортепианного отделения, посвященныйА.С. Даргомыжскому;
8.Участие в концерте дома-музея М.И. Глинки, в селе Новоспасском;
9.«Музыка-душа моя»;
10.«Мой первый концерт» - концерт первоклассников ДМШ, посвященный Международному женскому Дню 8-марта.
11.«Музыкальный калейдоскоп» - концерт эстрадно-джазового отделения;
12.«Поющая скрипка»- отчетный концерт струнно-смычкового отделения.
13.«Большая сцена – маленькому пианисту» - отчетный концерт фортепианного отделения;
Формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ. Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества.
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
изучение символики, геральдики, Росси, города, школы, оформление уголка символики;
изучение традиций, культуры народов России, истории России.
изучение основ государства и права;
проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, городского значения;
изучение страны, через организацию экскурсий, заочных путешествий;
организация встреч светеранами воин, передовиками производства;
организация встреч с ветеранами и участниками воин, акция «Ветеран живет рядом», «Никто не забыт, ничто не забыто»;
создание клуба«Миротворческое движение юных музыкантов за Культуру Мира и устойчивое развитие»;
участие детей в общественно полезном труде;
проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам России: «День Победы», «Салют Победы», «Защитникам Отечества посвящается…»;
единые классные часы: «Юность, опаленная войной», «С чего начинается Родина?», «Достойное поколение», «Святые заступники Руси», «От дружбы Родина сильней!», « Есть память, которой не будет конца» - классный час на тему посвященный дню Неизвестного солдата, «Терроризм – глобальная проблема современности»;
возложение цветов к Памятным местам.
«Человек в едином мире» - станционные игры, проводимыесовместно с МБУ «ГЦПМ и ДОО» г. Десногорск, посвященные профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде.
12
Практические занятия (классные часы)
8
Концертные выступления
4
Тема 4.
Правовое воспитание
Содержание воспитательного материала :
Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
Формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
воспитание правовой культуры;
выработка правовой культуры;
развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям;
изучение страны, через организацию экскурсий, заочных путешествий;
участие детей в общественно полезном труде;
проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, городского значения: «Знай свои права», «Ты и закон», «Я гражданин и патриот своей страны», «Мои права и обязанности».
2
Практические занятия (классные часы)
2
Концертные выступления
-
Тема 5.
Воспитание здорового образа жизни
Содержание воспитательного материала:
Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
«Землянам чистую планету»
«В здоровом теле здоровый дух»;
«Принципы здоровья – залог успеваемости»;
«Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»;
«1 Декабря - всемирный день борьбы со СПИДом» - классный час в рамках городскойакции «Будущее за нами!»;
«За здоровый образ жизни» - концерты для летних пришкольных лагерей в рамках месячника, посвященного Международному дню борьбы с наркоманией.
«Формирование здорового образа жизни обучающихся – традиция музыкальной школы» - классный час.
«Исцеляющие звуки музыки»;
Практические занятия (классные часы)
8
Концертные выступления
2
3.УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы требует:
- большой концертный зал на (180 мест);
- малый концертный зал на (50 мест);
Оборудование концертного зала:
- рояль, пианино, стулья, стол, подставки.
Технические средства:
- акустическая аппаратура (колонки), микшер, микрофоны, световые прожекторы, ноутбук или компьютер, магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем, заместителем директора по воспитательной работе в процессе проведения внеклассных мероприятий, тестирования, концертных выступлений, классных часов, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты воспитания (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения программы обучающийся воспитывает в себе:
- сознательное, добросовестное отношения к учебе;
- потребность в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
- качественные черты характера в личностном развитии: отзывчивость, щедрость, миролюбие, стремление к самопожертвованию;
В результате освоения программы обучающийся формирует:
- внутреннею позицию личности по отношению к окружающей действительности;
- внутреннею позицию на здоровую, счастливую, свободную, ориентированную на труд личность;
- высокий уровень духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- уважение к русскому языку как к государственному языку РФ;
- активную жизненную и сформированную гражданско-патриотическую позицию;
- общность интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;
- представление по этике и психологии семейной жизни;
- социально-экологическое, нравственно - эстетическое воспитание и развитие по средствам различных видов творческой деятельности;
- гуманистическое отношение к окружающим, культуре речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
- способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор;
- социальную активность в добровольческой деятельности;
-умение решать возникающие проблемы (добрым) мирным способом на основе учета интересов всех заинтересованных сторон.
Концертные выступления.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№
п/п
Мероприятия и традициипо военно-патриотическомувоспитанию
Содержание воспитательного материала
Наименование мероприятия
Месяц
проведения
1
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Концерт преподавателей»
Январь
2
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Юный концертмейстер» - праздничный концерт фортепианного отделения, посвященныйА.С. Даргомыжскому
Февраль
3
Духовно-нравственное воспитание
Практическое занятие (классный час)
«Творчество В.А. Моцарта» - классный час.
Февраль
4
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
Участие в концертной программедома-музея М.И.Глинки в с. Новоспасское.
Февраль
5
Воспитание здорового образа жизни
Практическое занятие (классный час)
«Формирование здорового образа жизни обучающихся – традиция музыкальной школы» - классный час.
Февраль
6
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Играй гармонь – деревенская радость» - концерт профессиональных артистов (г. Москва).
Февраль
7
Гражданско-патриотическое воспитание
Концертное выступление
«Защитникам Отечества посвящается…» - концерт народного отделения, посвященный Дню защитника отечества.
Март
8
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Хорошо живется с песней на Руси!» - концерт обучающихся нафольклорном отделении.
Март
9
Воспитание здорового образа жизни
Практическое занятие (классный час)
«Юность планеты против негатива в обществе» - информационный стенд в рамках городской акции «Будущее за нами!».
Март
10
Воспитание здорового образа жизни
Концертное выступление
«Исцеляющие звуки музыки» - концерт в МСЧ-135.
Март
11
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Мой первый концерт» - концерт первоклассников ДМШ, посвященный Международному женскому Дню 8-марта.
Март
12
Гражданско-патриотическое воспитание
Концертное выступление
«День воссоединения Крыма с Россией» - праздничный концерт
Март
13
Воспитание здорового образа жизни
Практическое занятие (классный час)
«Ты попал в беду» - классный час, в рамках городской акции «Будущее за нами».
Март
14
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Веселые нотки» -агитационные концертыв детских дошкольных учреждениях города (8 садов-8концертов).
Март
15
Духовно-нравственное воспитание
Практическое занятие (классный час)
«Волшебный сад детства» - концерт и экскурсионный обзор по ДМШ для детских дошкольных учреждений города.
Март
16
Духовно-нравственное воспитание
Практическое занятие (классный час)
«Творческие реализации», «Одаренные дети» - анкетирование учащихся 8-х классов о дальнейшем выборе профессии связанной с музыкой.
Март
17
Воспитание здорового образа жизни
Практическое занятие (классный час)
«Горькие плоды «сладкой жизни» - просмотр видеофильмов о тяжких социальных последствиях употребления ПАВ, в рамках городской акции «Будущее за нами».
Март
18
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Музыкальный калейдоскоп» - концерт эстрадно-джазового отделения.
Апрель
19
Воспитание здорового образа жизни
Практическое занятие (классный час)
«Мы вместе» - станционная игра по пропаганде здорового образа жизни в рамках акции «Будущее за нами», проводимое совместно сМБУ «ГЦПМ и ДОО» г. Десногорск.
Апрель
20
Воспитание здорового образа жизни
Практическое занятие (классный час)
«Человек в едином мире» - станционные игры, проводимыесовместно с МБУ «ГЦПМ и ДОО» г. Десногорск, посвященные профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде.
Апрель
21
Духовно-нравственное воспитание
Практическое занятие (классный час)
«Композитор и его творчество» – классный час
Май
22
Гражданско-патриотическое воспитание
Концертное выступление
«Салют Победы» - праздничный концерт, посвященный Дню Победы в ВОв.
Май
23
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Поющая скрипка» - отчетный концерт струнно-смычкового отделения.
Май
24
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Большая сцена – маленькому пианисту» - отчетный концерт фортепианного отделения, посвященный 125 - летию со дня рожденияРоссийского композитора С.С.Прокофьева.
Май
25
Семейное воспитание
Концертное выступление
«Музыкальная семья» -открытый ежегодный конкурс музыкальных семей города, посвященный Международному Дню семьи.
Май
26
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Творческие реализации»- концерт для поступающих в ДМШ
Май
27
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«Выпускной вечер»- торжественный концертвыпускников МБУДО «Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки».
Май
28
Духовно-нравственное воспитание
Концертное выступление
«В разбеге солнечных дорог!» - концерты для летних пришкольных лагерей посвященные Международному дню защиты детей.
Июнь
29
Воспитание здорового образа жизни
Концертное выступление
«За здоровый образ жизни» - концерты для летних пришкольных лагерей в рамках месячника, посвященного Международному дню борьбы с наркоманией