В целях организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов ДМШ, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся, создано положение о здоровьесбережении обучающихся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».
Положение о здоровьесбережении обучающихся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» является координационным документом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы.
II. Цели и задачи положения о здоровьесбережении обучающихся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».
Цели:
- содействие коллективу образовательного учреждения в создании условий для укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Задачи:
- обеспечить учащимся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- систематизировать психологическое, социальное и нравственное развитие обучающихся с использованием комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса.
- организация учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
- разработка технологии психолого-педагогического сопровождения сотрудников и учащихся в образовательном процессе.
- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
- информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
- активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.
- обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.
- организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культурного, психологического и социального здоровья участников образовательного процесса.
III. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»
Здоровьесберегающие технологии в ДМШ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода к учащемуся.
Здоровьесберегающая технология – это формы, методы, и приемы, к достижению результата эффективного обучения, которая включает в себя принципы здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДМШ обеспечивают развитие музыкальных природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе проведения приёмного экзамена при поступлении в ДМШ, а так же в реализации образовательного процесса на протяжении всего обучения, и ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Проводится учет особенностей возрастного развития ребенка и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
IV. Используемые технологии, способствующие формированию у обучающихся, воспитанников потребности и ценности здорового образа жизни.
1. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии:
- в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. При выборе преподавателем учебной программы и репертуарного плана обязательно должно учитываться личностные и природные возможности учащегося ДМШ.
Технология личностно-ориентированного обучения, учитывающая особенности каждого ученика и направленна на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
2. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.
3.Технология уровневой дифференциации - возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
4. Технология раскрепощённого развития детей обращена на учащихся начальных классов:
-в процессе овладения детьми нотной грамоты применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
- обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
V. Участие преподавателей и учащихся в деятельности по созданию здоровьесберегающей среды.
Целью МБОУ ДОД»Десногорская ДМШ» стало создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков и музыкальных способностей ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
Успешность обучения в ДМШ определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил туда. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья учащихся будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
Педагоги и родители должны сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Для это в ДМШ созданы такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.
В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности.
К «сохраняющей среде» мы относим санитарно-гигиенические требования.
Занятие осуществляется в условиях комфортности.
А) Санитарно-гигиенических:
Свежий воздух, проветренный кабинет, соответствующее освещение, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
Использование средств обучения с учетом гигиенических правил.
Б) Психологических:
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей группы.
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
Использование чередования интенсивности в обучении и психологической разгрузки.
Помимо образовательного процесса, предусмотренного учебными планами, музыкальная школа ведет активную деятельность по созданию здоровьесберегающей среды в рамках внеклассной работе с учащимися, как музыкальной школы, так и детьми, не обучающимися в ней, это:
- организация концертов,
- конкурсов;
-тематических классных часов;
- игровых программ по созданию здоровьесберегающей среды;
- профилактике наркомании, табакокурении и употребления ПАВ пропагандируя здоровый образ жизни;
- оформление информационных уголков в учебных классах ДМШ о создании здоровьесберегающей среды;
Тем самым школа занимается пропагандой культуры и здорового образа жизни с детьми на ранних стадиях развития гражданского общества.