ПРЕСС-РЕЛИЗ
Всероссийской научно-практическая конференции «Детская школа искусств – 2016: образование, управление, развитие»,
проведенной в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума
С 1 по 3 декабря 2016 года в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств – 2016: образование, управление, развитие» (далее – конференция).
Организаторами конференции стали: Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская детская школа искусств имени М.И.Глинки, Институт развития образования в сфере культуры и искусства (г. Москва), Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга.
Конференция проводилась с целью организации открытой профессиональной площадки для обсуждения актуальных проблем развития системы детских школ искусств и распространения эффективных моделей педагогических и управленческих практик.
В конференции приняли участие 320 человек – представители органов управления культурой, учредители детских школ искусств, руководители и преподаватели детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций, руководители и специалисты методических служб, представители общественных организаций, средства массовой информации. С докладами выступили 39 участников.
В рамках конференции были проведены:
2 пленарных заседания,
3 семинара,
6 круглых столов.
В конференции приняли участие представители Министерства культуры Российской Федерации, ЦК Профсоюза работников культуры Российской Федерации, руководители и специалисты органов управления культурой, региональных методических служб, руководители и другие представители детских школ искусств из различных регионов России. География конференции представлена 113 городами и поселками 62 субъектов Российской Федерации - от Калининграда до Камчатки, от Архангельска до Крыма. Такой интерес обусловлен важностью проблем дополнительного образования, которые обсуждались на конференции.
Задачами проведения конференции стали:
привлечение внимания профессионального сообщества и общественности на качественные преобразования, происходящие в современной детской школе искусств, а также на проблемы, препятствующие развитию детских школ искусств;
определение перспективы и направлений творческого сотрудничества организаций различных типов и видов как форм взаимодействия, обеспечивающих различные направления деятельности детских школ искусств;
создание и развитие условий для разработки системы учебно-методического обеспечения образовательного процесса в детских школах искусств как необходимого условия повышения качества образования;
организация обмена опытом по актуальным проблемам управления детскими школами искусств;
ознакомление с эффективной практикой реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в детских школах искусств субъектов Российской Федерации.
1 декабря на пленарном заседании в Академии танца Бориса Эйфмана прозвучало приветствие Константина Эдуардовича Сухенко, председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
С докладом «О деятельности Министерства культуры Российской Федерации в деле сохранения и развития отечественного образования в области культуры и искусства» выступила Елена Олеговна Китаева, заместитель начальника Отдела образования и науки Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации, кандидат искусствоведения.
Доклады представили:
Кибовский Александр Владимирович, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы - «Развитие детских школ искусств: принципы и приоритеты»;
Домогацкая Ирина Ефимовна, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук, лауреат Президентской программы «Дети России» (Москва) - «Детская школа искусств как фактор формирования культурно-образовательного пространства страны»;
Михайлова Елена Сергеевна, директор СПБ ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга», заслуженный работник культуры Российской Федерации - «Опыт Санкт-Петербурга: традиции и современность».
Опытом работы детских школ искусств в субъектах Российской Федерации поделились представители региональных методических центров: Клещева Наталья Валерьевна (г. Екатеринбург), Деренговская Галина Александровна (г. Тамбов), Гаврилова Юлия Юрьевна (г. Ульяновск), а также директор Детской музыкальной школы № 3 имени Р.Яхина Швецова Аида Ильтизяровна (г. Казань).
О перспективах и путях развития детских школ искусств на современном этапе шла речь в докладах Никитиной Аллы Владленовны (Санкт-Петербург) и Батановой Елены Геннадьевны (г. Екатеринбург). Мищенко Татьяна Александровна (и.о. директора Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б.В. Иогансона при Российской академии художеств) рассказала о проблемах творческих конкурсов как формы выявления и поддержки одаренных детей.
Завершился первый день конференции концертом «От классики к современности, сохраняя традиции», в котором приняли участие хор «Перезвоны» Санкт-Петербургской детской школы искусств им. М.И.Глинки - шестикратный обладатель Гран-при международных и всероссийских конкурсов, золотой медалист Всемирных хоровых игр в Сочи (2016 год) в чемпионских номинациях «Детские хоры» и «Современная музыка», победитель в номинации «Духовная музыка без сопровождения», руководитель – Л.Н. Яруцкая (победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств – 2015 год») и учащиеся Академии танца Бориса Эйфмана, представившие яркие хореографические миниатюры.
2 декабря в залах Санкт-Петербургской детской школе искусств им. М.И. Глинки были представлены:
• Выставка творческих проектов образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга, Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга;
• Выставка художественных работ «Мир отечественного кино» обучающихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств Санкт-Петербурга;
· Выставка учебно-методической литературы.
Большой интерес у участников конференции вызвали обучающие семинары на тему «Актуальные вопросы состояния и перспектив развития детских школ искусств: современные подходы и практические решения», которые провели:
Домогацкая Ирина Ефимовна, кандидат педагогических наук, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, лауреат Президентской программы «Дети России» (Москва);
Ловцова Ирина Владимировна, начальник Отдела научно-методического обеспечения Института развития образования в сфере культуры и искусства (Москва);
Пелевина Светлана Михайловна, заместитель директора Центра мониторинга и стратегического анализа художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва).
На круглых столах обсуждались вопросы по следующим темам и направлениям:
- Детская школа искусств на современном этапе. Создание условий для успешной реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
- Содержание образования в детской школе искусств: разнообразие и эффективность.
- Опыт реализации инклюзивного образования в детских школах искусств.
- Детская школа искусств как многофункциональный социокультурный, информационно-методический центр.
- Обмен опытом между детскими школами искусств, реализующими образовательные программы по направлениям «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное творчество».
Темами докладов на круглых столах стали:
- «Развитие детских школ искусств на этапе реализации инновационных предпрофессиональных программ»
- «Опыт взаимодействия детской школы искусств с общеобразовательными учреждениями по организации работы с профессионально ориентированными обучающимися»
- «Творческий опыт – ведущий компонент реализации предпрофессиональных образовательных программ в области искусства. Эффективные формы организации культурно-просветительской деятельности детской школы искусств в условиях малого города»
- «Электронный учет посещаемости в ДМШ: опыт, проблемы, перспективы»
- «Успешность и традиции школы детской школы искусств»
- «Методическое сопровождение дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в детской школе искусств»
- «Образовательный проект «На уроке у маэстро» - одна из форм повышения качества реализации предпрофессиональных образовательных программ»
- «Русская фольклорная образовательная программа «От России до России»
- «Классическая музыка как средство духовно - нравственного воспитания»
- «Комплексное развитие творческих способностей учащихся школы искусств»
- «Феномен современного вокального педагога детской школы искусств»
- «Разработка критериев оценки эффективности педагогических работников детских школ искусств при переходе на эффективный контракт»
- «Опыт обучения слепых и слабовидящих детей в музыкальных классах»
- «Инклюзивное образование детей с ОВЗ (аутизм, синдром Дауна, ограничение по зрению) в ДШИ»
- «Формы сотрудничества школы искусств с организациями, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- «Социально-культурное волонтерство как эффективная форма сценической практики (из опыта реализации предпрофессиональных программ)»
- «Методические центры как инновационное решение взаимодействия в системе дополнительного образования»
- «Научно-практическая конференция учащихся как открытая площадка творческой самореализации юных исследователей искусства»
- «PR-деятельность в детской школе искусств»
- «Издательство как инструмент пропаганды педагогических достижений в сфере становления, роста и развития ДШИ»
- «Использование коммуникационных возможностей официального сайта образовательной организации и учреждения культуры для повышения качества оказываемых услуг и обеспечение открытости и доступности информации об организации в сети интернет»
- «Издательские проекты в детской художественной школе»
- «Традиции и инновации преподавания станковой композиции в детской художественной школе»
- «Детская художественная школа в структуре общественно-просветительской деятельности района»
- «Учиться у великих» (из опыта работы по сохранению и развитию традиций музыкального образования именной детской музыкальной школы)
В рамках конференции состоялось подписание Договора о содружестве детских школ искусств, музыкальных школ, носящих имя Михаила Ивановича Глинки, а также презентация учебника по учебному предмету «Живопись» дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись».
3 декабря в Доме актера имени К.С. Станиславского на пленарном заседании был единогласно принят проект резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2016: образование, управление, развитие» в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума. На многочисленные вопросы участников конференции ответила Ирина Ефимовна Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства.