Композитор И.А. Парфенов

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области

МБУДО "Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки", дата создания: 1977 год. 

Адрес: Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1 микрорайон, строение 6.

Тел.: 8 (48 153) 7-08-12 (приемная), 8 (48153)3-29-20 (директор), 8(48153)7-07-21 (вахта), e-mail: muzikal_shkola@mail.ru 

Композитор И.А. Парфенов

 

    

31 января 2020 года в большом зале МБУДО «Десногорская ДМШ им. М.И. Глинки» состоялся концерт учащихся фортепианного отделения, посвященный  ПАМЯТИ творчества уральского композитора, поэта, художника-пейзажиста  Игоря Алексеевича Парфенова.

 

Среди композиторов современности его имя выделяется, так как И. Парфёнову  принадлежат более трехсот пятидесяти фортепианных пьес, адресованных юным пианистам. По художественному уровню эти пьесы вполне можно поставить в ряд с лучшими произведениями для детей отечественных и современных авторов.

Долгая и плодотворная деятельность И. Парфёнова протекала под сенью двух муз - он был талантливым композитором и художником и при этом 40 лет своей жизни посвятил преподаванию музыкальных дисциплин детям. Композитор ушел из жизни в 2018  году в возрасте 90 лет.  Детской музыкальной школев г. Кургане, где  он работал, недавно присвоили его имя.

Музыка для детей стала областью, где наиболее ярко раскрылся талант композитора, который является автором 25 альбомов и циклов пьес для фортепиано. Им также написаны 3 симфонии для оркестра народных инструментов, 3 скрипичных концерта, концерт для фортепиано,  сюиты для духового оркестра, сборник романсов на стихи А.Фета, а так же хоры, песни и многое другое.

Произведения композитора, прозвучавшие в концерте, отличались разнообразием форм и жанров, тем и образов. Центральной темой явилась красота мира природы, воплощающаяся в разнообразных пьесах-пейзажах. Пьесу  «Родной пейзаж» исполнила Чиркина Анастасия.

Красоту родной земли И.А. Парфенов воспевал не только в музыкальных произведениях, но и в своих стихах:

«Я родился в России средь берез и лугов,

Я родился в России средь роскошных цветов.

Я люблю с синевой поутру говорить,

Я хочу над землей, словно аист, парить. 

И лететь как и он – так легко в вышине

Самой ранней порой на прохладной заре».

В исполнении Платоновой  Елизаветы прозвучала пьеса «В весеннем лесу».

         Настроение лесного пейзажа, его внутреннюю поэзию передала слушателям музыка пьесы «Лесная фиалка» в исполнении Шишковой Екатерины.Пьесу «Весна, природы вдохновенье» исполнила Мещанкина Мария.

В атмосферу народного гулянья  погрузила  пьеса «Сельская кадриль»в исполнении Новиковой Кристины.В России этот танец появился в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. Со временем танцевать парами кадриль  стало настолько популярным среди молодёжи, что под словом «кадрить» подразумевалось «добиваться расположения к себе партнера в ходе танца».

В годы Великой Отечественной войны Парфенов со своими одноклассниками организовал небольшую творческую бригаду, которая выступала в госпиталях с концертами, шуточными спектаклями для раненых бойцов. Ребята очень любили слушать рассказы участников военных сражений. Впечатления военных лет впоследствии нашли отражение в серии пьес «Детского альбома». Сборник пьес имеет трогательное авторское посвящение – «Детям моей великой родины».

Отдельные номера из «Детского альбома» погружали слушателей в мир игрушек и сказки. Пьесу «Кукольный марш» прослушали в исполнении Филиной Дианы, а «Бармалей» в исполнении Бухаровой Анастасии.

Замыслы отдельных номеров у Игоря Алексеевича, по его собственному замечанию, часто рождались в связи с теми или иными жизненными наблюдениями. Так, посещение Московского цирка подсказало композитору мысль написать музыкальные жанровые зарисовки выступлений     цирковых     артистов. Одну из таких зарисовок под названием «Шутки     клоуна» исполнил Захарин Али.

Настоящим кумиром в композиторской деятельности И.А. Парфенова стал Бах. Связь с его творчеством присутствует в пьесах, выдержанных в старинных танцевальных жанрах. Пьеса полифонического склада с названием «Анданте», а это простое обозначение спокойного темпа, прозвучала  в исполнении  Гасанова Сутана.  Старинный испанский народный танец «Сарабанда», известный с XVI века своим суровым, мрачным характером, исполнила Платонова Елизавета. Менуэт — старинный народный французский грациозный танец, широко распространённый  по всей Европе прозвучал в исполнении Бухаровой  Анастасии. Аллеманда - один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, серьезный, неторопливый -  исполнила  Миронова Дарья.

Вполне естественно, что как представитель поколения композиторов ХХ века И.А. Парфенов не мог пройти мимо некоторых стилистических особенностей музыки данной эпохи и конкретных примет современного музыкального языка. Он интересовался творчеством таких крупных фигур в музыке ХХ столетия, как С.Прокофьев, Р. Щедрин. Музыкально-выразительные средства в некоторых сочинениях Парфенова достаточно ясно это  подтверждают. Одним из таких примеров является пьеса «Матрешка», ее исполнила Черникова Анна.

Важным жизненным и творческим ориентиром для Игоря Алексеевича Парфенова стал Пётр Ильич Чайковский. Сборник «Домик в Клину» был написан под впечатлением поездки в г.Клин, дом – музей П.И.Чайковского.  Композиция цикла, как и у Чайковского, отражает последовательную смену месяцев календаря. К пьесам предпосланы эпиграфы – строки из писем П.И. Чайковского, адресованных им в разное время года братьям. Благодаря тому, что все высказывания принадлежат только Чайковскому, у слушателя возникает целостное ощущение того, как воспринималприроду великий русский композитор.

 


«Короче стали дни, умолк пернатый хор,

Скупее солнце нам дает тепла и света,

И разостлал уж лес свой лиственный ковер», - так звучит эпиграф к пьесе «Октябрь. Осенний романс», который прозвучал в исполнении Ботез Полины.

«Сентябрь.   Осенняя   ярмарка» - здесь Парфенов создал картину народного праздника,   предпослав   пьесе   следующий   эпиграф:

«…Масса цветов на каждом шагу,толпы народа снует по улицам, на площадях масса освещенных палаточек с дешевыми товарами...». Исполнила пьесу Соколова  Елизавета.

В заключение концерта Новикова Анна Валериевна исполнила пьесу «Февраль. Проводы русской зимы»,  музыка которой живо воссоздает сцены народного гулянья, сопровождаемого танцами, весельем. «Если ты не находишь в себе сил  для радости – ступай в народ, смотри как веселится  он…»

Творчество Игоря Алексеевича Парфенова многогранно и охватывает разные сферы деятельности: он проявил себя не только как композитор, но и как художник-пейзажист, его работы неоднократно представлялись на персональных выставках. Он являлся дипломантом и лауреатом всероссийской выставки в Москве, лауреатом областной премии «Признание». Также им написана книга с символическим  названием  «Под  сенью  двух  муз»,  эта автобиографическая повесть  являет  собой  значимый  итог  в  творческой деятельности автора.

Исполнение пьес современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомлении как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается ее образным миром и содержанием. Считаю, что наши ученики теперь имеют представление как о самом композиторе, фактах его биографии, творческом пути, так и о его музыкальном стиле. Мы будем продолжать включать произведения Игоря Парфёнова в репертуар детей и продолжать знакомить слушателей с  его замечательной музыкой.

Хочется поблагодарить наших юных исполнителей, пожелать им творческих успехов и трудолюбия, а также их замечательных педагогов  Новикову Анну Валериевну, Богачёву Елену Михайловну, Драгун Веру Николаевну, Иванову Наталью Александровну, Шутееву Татьяну Георгиевну  за их труд, высокий профессионализм и терпение.

 

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения