Ким Г.Т.

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области

МБУДО "Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки", дата создания: 1977 год. 

Адрес: Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1 микрорайон, строение 6.

Тел.: 8 (48 153) 7-08-12 (приемная), 8 (48153)3-29-20 (директор), 8(48153)7-07-21 (вахта), e-mail: muzikal_shkola@mail.ru 

Ким Г.Т.

 

Методическая работа  

«Развитие музыкальных способностей учащихся детских музыкальных школ и достижения полноценного звука на классической шестиструнной гитаре»

преподавателя  по классу гитары

Кима Германа Тимофеевича

 

 

Содержание: 

Введение.

Глава-1. Музыкальный урок по специальности в классе.

Глава-2. Репертуар учащихся в ДМШ.

Глава-3. Работа над извлечением звука на гитаре.

Глава-4. Тембровое различие верхних и нижних регистров гитары.

Заключение.

Введение.

Для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своем музыкальном развитии пройти все стадии обучения игры на гитаре. Особенно важна начальная стадия обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя. При наборе учащихся в класс гитары, большинство педагогов отдают предпочтение подростковому возрасту, начиная с 6-7 лет. Педагогу следует подойти к своей работе творчески, чтобы поддерживать постоянный интерес ребенка к занятиям, уметь сконцентрировать его внимание на достижении определенной цели. Не следует сразу давать ученику большой объем информации, лучше постепенно формировать и закреплять каждый навык в игре. Важно помнить также основные дидактические принципы доступности и последовательности в процессе обучения. Основная задача во время учебных занятий, формирование и закрепление приемов звукоизвлечения на гитаре.

            Глава-1.  В современной жизни общества возрастает роль искусства в воспитании всесторонне развитой личности, богатой эмоциями, относящейся к жизни творчески, с максимальной отдачей сил, знаний и умений. Музыкальные школы - массовое звено в системе музыкального образования. В них учащиеся приобретают навыки игры на инструменте, знакомятся с шедеврами классического музыкального искусства. Кроме того, детские музыкальные школы готовят наиболее способных, одаренных учеников для поступления в средние музыкальные учебные заведения. Педагог спец. класса должен кропотливо работать над развитием музыкальных способностей учащихся, воспитывать у них любовь к музыке, поддерживать их творческую инициативу. Урок в классе является основной формой учебной и воспитательной работы. Важнейшим условием воспитания учащихся является дисциплина. Музыкальные занятия с учащимися надо строить так, чтобы заинтересовать их, научить активно усваивать материал. Изучаемые произведения нужно проигрывать ученику. Сочетание показа игры на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы. Большое значение имеет правильная организация домашних занятий. Учитывая загруженность учащихся, педагог должен помочь им составить режим дня, выделить для занятий музыкой определенные часы. План ежедневной домашней работы следует записывать в дневник. Если в младших классах на выполнение домашнего задания отводится от 0,5 до 1 часа (с перерывами), то старшие ученики должны ежедневно заниматься по специальности 2-3 часа. В план домашней работы помимо изучения гамм, этюдов, пьес нужно включать повторение пройденного репертуара. Педагог по специальности является одновременно и воспитателем. Работа с учеником не должна ограничиваться рамками урока. Необходимы посещения концертов, совместное прослушивание аудиозаписей. Очень полезны классные собрания- концерты с обсуждениями. Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно. Ансамбль имеет огромное воспитательное значение, так как в коллективе создаются дружеские отношения. Каждому музыканту необходимо также умение подобрать мелодию по слуху. Начинать эту работу следует с самых простых мелодий. Умение подобрать мелодию и аккомпонемент, транспонировать в другие тональности имеет важное значение, для развития учащегося и его практической музыкальной деятельности. Одним из видов работы в спец. классе является чтение нот с листа, для которого нужно подбирать материал более легкий, чем изучаемый по программе. Педагог должен учить осмыслению прочтенного и точному воспроизведению нотного текста. Чтение нот с листа вызывает у  ученика стремление самостоятельно знакомиться с музыкальными произведениями. Систематическая практика – лучший способ освоить этот навык.

            Глава-2.  В репертуар ученика необходимо отбирать музыкальные произведения разнообразные по форме и содержанию (полифонические сочинения, произведения крупной формы, пьесы русских и зарубежных композиторов, народную музыку, этюды). Изучение полифонических произведений начинается с 3-его класса, хотя в начальных классах могут быть рекомендованы несложные пьесы с элементами полифонии. Произведения крупной формы вводятся с 4-ого класса. Репертуарные списки школьной программы не являются исчерпывающими. Педагог может подбирать для учащихся и другие произведения, отвечающие музыкальным требованиям и техническим задачам, используя оригинальную литературу. Подход к учащимся должен быть индивидуален и дифференцируемым. Общим для всех учащихся являются необходимость строгой постепенности и последовательности в обучении (обязательная программа 5 лет и 8 лет). Он необходим для закрепления и дальнейшего совершенствования, полученных в музыкальной школе знаний и навыков, для повышения исполнительского уровня, для подготовки учащегося к поступлению в средние музыкальные учебные заведения. Педагог должен тщательно продумывать подбор материала при планировании учебной работы. Нужно избегать включения в план произведений, превышающих возможности ученика или не соответствующих его возрастным особенностям. Исходя из индивидуальных особенностей учащегося, учета его возраста, способностей, интересов, необходимо использовать эффективные методы обучения. Особенно важен дифференцированный подход к учащимся старших классов. При первой встрече с учеником педагог должен рассказать ему об инструменте, его назначении, особенностях, ознакомить с его конструкцией, научить обращаться с ним. Необходимо сообщить ученику сведения из истории инструмента. Начинать обучение нужно с элементарных навыков, каждый новый навык отрабатывается отдельно, а потом закрепляется в упражнениях, этюдах, и пьесах. Работа над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды) – неотъемлемая часть обучения в музыкальной школе. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем – овладеть всеми выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала будет тем большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи. Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствуют развитию беглости пальцев. Задачей при игре гамм: освоение техники переходов в другие позиции, ритмического варьирования, работа над динамикой. Большое значение для приобретения навыков освоения новых приемов имеют упражнения и этюды. Работа над ними должна быть осмысленной, а не автоматической. При переходе в старшие классы учащиеся знакомятся с различными приемами (восходящее легато, нисходящее легато и т. д.). Начиная работу над музыкальным произведением, необходимо проанализировать с точки зрения формы, тонального плана, гармонии, фразировки, динамики, а также внимательно отнестись к авторскому тексту, обратить внимание на все обозначения, музыкальные термины. Педагог должен ознакомить ученика с творчеством композитора, особенностями его стиля, со спецификой данного произведения. Большое значение имеет правильный выбор аппликатуры, подходить к этому надо творчески в соответствии с фразировкой и характером музыки, используя тембровые возможности инструмента, учитывая индивидуальные особенности аппарата ученика. В старших классах учащийся должен уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением. После тщательного разбора ряда произведений в классе педагог в качестве домашнего задания дает ученику пьесу для самостоятельного анализа.

            Глава-3.   Гитара – инструмент с особой историей и отличается от многих академических инструментов, это один из самых популярных инструментов в быту и на эстраде, и в то же время один из сложных для освоения. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов. Несколько простых аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром. При всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных хлопот, вряд ли найдется более «неудобный инструмент». При малейшем форсировании звука он становится трескучим, гитарный звук быстро гаснет, и чтобы продлить его, гитаристу приходиться растяжками левой руки. Именно такому техническому приему удается выделить мелодическую линию в фактуре музыкального произведения. Несмотря на многовековую историю исполнительства, устойчивые критерии эстетики гитарного звука только формируются, а следовательно не разработаны методики работы над звуком в учебном процессе. Поэтому одна из основных проблем для гитаристов это достижение плотного, объемного, певучего, красивого звука. Особо актуальным становится вопрос художественного критерия в гитарной исполнительной практике, повышения уровня общей исполнительской культуры. Ведь порой беглость пальцев становится главной и единственной целью молодого гитариста. Как преодолеть технические трудности и направить их на решение художественных задач? Как добиться исполнительской легкости и убедить в этой легкости слушателей? Как добиться правильного звука, вот какие задачи стоят перед начинающим исполнителем. Музыкальное искусство это искусство звуков, их движение. К музыкальному звуку особые требования. Конечно, музыкальными звуками нельзя назвать звуки, которые извлекают начинающие гитаристы в музыкальной школе, это щелчки, хрипы, стоны, треск. Прежде чем попытаться найти технические решения этой проблемы, нужно осознать, что эта проблема существует, т.е. надо услышать, что звук не качественный. Для музыканта основной контроль – слуховой, поэтому необходимо развитие слуха, как органа контроля. Нельзя допускать слуховой небрежности, следует относиться к звуку как к « драгоценному камню в бархатной шкатулке». ( Г. Нейгаус). Следует прислушиваться к мнению В. Ландовски: «Я не выношу неровности туше, не пытайтесь меня убедить, что эта неровность признак тонкого восприятия. Причина неровности кроется в ушах, а не в пальцах. Если бы уши слышали и были более требовательны, пальцы обязательно последовали за ними. Но если уши не слышат, как можно ждать, что пальцы будут правильно действовать?» Знаменитые гитаристы, такие как: Д Рассел, К Маркионе, М Барруэкко обладают великолепным звуком, такова исполнительская культура западной школы, основа ее традиции. Коварство гитары в том, что ее динамические возможности ограничены. Исполнителю нужно точно рассчитать красочную палитру произведения, иначе форте и фортиссимо будут сопровождаться призвуками и треском, а пиано и пианиссимо превратятся в неразборчивый шепот, форсирование звука допустимо лишь при игре упражнений, как проработка определенного навыка. При этом ученик должен четко сознавать границы допустимого и добиваться качественного результата. Формирование исполнительских навыков гитариста должно начинаться с воспитания звуковой культуры, как поиск красивого, ясного, плотного, чистого, объемного тембрового разнообразного звука. Слуховой контроль формируется на простейших упражнениях, этюдах и пьесах. Это кропотливая работа, в которой правильная технология будет залогом верного звукоизвлечения.

Несколько первоначальных советов.

Правильно ставить правую руку.

Упражнение -1. Ученик сидит на стуле без гитары, его правая рука расслаблена и свободно свисает вдоль туловища. Ученик сгибает руку в локте, его кисть оказывается на уровне живота, пальцы в полусогнутом состоянии. Нужно следить, чтобы кисть не выгибалась не вверх, не вниз, допуская лишь овал в запястье. После того как ученик проделал все эти действия под контролем педагога, он должен сам повторить тоже самое, полагаясь на свои ощущения.

Упражнение-2. Как только правая рука приняла правильное положение, можно извлекать звуки.

Как должны двигаться пальцы? Большой палец (р) свободно движется вниз и легко касается указательного пальца. Остальные пальцы (i-m-a) защипнув струну, движутся внутрь ладони и как пружинки тут же встают на исходную позицию. Напряжение в кисти не должно быть, лишь слегка напрягается палец при извлечении звука. На гитаре существует 2 способа звукоизвлечения. Как правило, гитарист использует тирандо, в то же время как апояндо особое ударное извлечение, которое применяется в особых случаях. При игре тирандо – щипок, палец движется без опоры на соседнюю струну, а при апояндо – удар, опирается на соседнюю струну, при этом апояндо эффектнее в гаммообразных пассажах, он плотнее и сильнее тирандо. Умело используя этот прием можно добиться глубокого объёмного звука без треска и дребезжания. Сильный звук также важен при исполнении мелодической линии, а основательность баса как основа гармонии, достигается именно этим приемом.

            Глава - 4. Тембровое различие верхнего и нижнего регистров гитары очень велико. Так 6-ая струна обладает самой большой продолжительностью звучания, и начинающие гитаристы неумело используют это качество, за общим гулом нижнего регистра исчезает линия мелодии. Что касается верхнего регистра, то вторая струна имеет некоторое преимущество перед первой. Мелодия, сыгранная на 2-ой струне, будет отличаться от проведения мелодии на 1-ой струне. Поэтому по возможности следует применять ту аппликатуру, которая позволяет исполнить мелодию более качественно. Добиться большей певучести можно и с помощью приема – ВИБРАТО. Благодаря этому приему можно выделить любой звук и создать качественное звучание, добиться красочности. Есть еще секрет гитарного искусства, раскрыв который можно добиться тембрового разнообразия. Это игра у подставки (sul ponticello), где можно добиться резкого звучания. Звук извлекаемый у грифа (sul tasto), более глубокий и бархатный.

Иногда при игре у подставки можно добиться очень тихого и внятного звучания – исполнители используют этот прием для создания эффекта эха или отголоска. При использовании данных приемов нужно избегать злоупотребления ими. Это приводито к штампам и плохому ориентированию на прочтение нотного текста. Ещё одно условие – качество звучания, это выбор длины ногтей на правой руке. В пользу извлечения звука ногтем говорят, как чистота и яркость извлекаемого звука, так и большая точность при попадании на струны. «Играть ногтями – это неверно, в защипывании струны обязательно участвуют мякоть подушечки, благодаря прикосновению к струне ногтя и мякоти можно получить качественный звук». Длина ногтей для каждого исполнителя индивидуальна, а если ногти длинные, звук становится стеклянным. Пальцы застревают между струнами при быстром движении, мешают ногти. За ногтями надо ухаживать, они должны быть всегда чистыми, подрезаны на нужном уровне и отшлифованы. Поиск качественного звучания, это творческий успех. Если ученик в этом поиске научился добиваться нужного результата, это достижение станет основой для развития его музыкальных способностей, формирование навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

            Заключение.   Надо помнить, что ученик не должен заниматься в рамках школьной программы, гитаристу необходимо проигрывать комплекс упражнений, гаммы, а также отдельные трудные пассажи из намеченных пьес. Упражняться нужно систематически, желательно ежедневно. Разнообразить свой репертуар пьесами разных стилей, эпох и жанров. Нужно изучать музыкальную теорию, сольфеджио, музыкальную литературу, так как эти дисциплины дают полноценное музыкальное образование. Приучаться играть в общественных местах и изжить волнение перед выступлением. Исполнять исключительно художественный материал и посещать концерты. Немаловажно уделять внимание совместной игре, в дуэте, в ансамбле.

 

 

Список использованной литературы:

      А. Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре», Москва-1995 г.

      В. Домогацкий «Семь ступеней мастерства», Москва-2004 г.

      «Методические рекомендации для преподавателей ДМШ», Москва-2006 г.

      «Работа над детьми на начальном этапе обучения в классе гитары», Москва-1988 г.

      «Народное образование» Журнал №3, 2005 г.

      «Музыка и время» Журнал №9, 2003 г.

      «Внешкольное образование» Журнал №7, 2005 г.

 

  2015 год 


Методическая работа «Развитие мирового гитарного искусства»

преподавателя  по классу гитары Кима Германа Тимофеевича

 

 

Содержание:

Введение.

Глава-1. Становление гитарного искусства.

Глава-2. Застой. Робер де Визе. Франческо Корбетта.

Глава-3. Возрождение. Ф. Сор. Д. Агуадо. М. Джулиани.

Глава-4. Упадок. Эмилио Пухоль. Андес Сеговия.

Глава-5. Расцвет. Нарсисо Епес. Джулиан Брим. Джон Вильямс.

Заключение.

 

Введение.

Происхождение гитары теряется во тьме веков, мы не знаем, когда гитара появилась на свет. Знаем только, что уже в 13 веке гитара была известна в Испании. Пытаясь определить истинный возраст, некоторые исследователи относят начало её родословной к античным временам, аргументируя это тем, что название гитары происходит от названия древнегреческой кифары, хотя от кифары происходит лишь название, а не сам инструмент. Другие музыковеды рассуждают так, если в 13 веке гитара была известна, значит нужно отнять ещё два-три столетия и приписать рождение гитары к 10 или 11 веку. Но и это спорно, потому что история музыки знает случаи, когда с момента появления инструмента и до его широкого распространения проходило много или немного времени. Так что лучше придерживаться лишь того, что известно достоверно, 700 лет назад гитара уже была.

Глава-1.         В истории гитары можно проследить пять отчетливых периодов.

1.- Становление. 2.- Застой. 3.- Возрождение. 4.- Упадок. 5. Расцвет.

Становление длилось около полутора столетий, примерно до середины 14 века. В это время гитара вытесняет примитивные струнные инструменты, овладевает несложным, но своим репертуаром, становится одним из любимых народных инструментов в Испании и понемногу проникает в еврейские страны. Но не успела гитара окрепнуть, как в Европе появилась лютня, (её завезли арабы). Заморская пришелица очень скоро оттеснила гитару, да так энергично, что на целых 400 лет приостановила ее развитие. Это и был период застоя (первая половина 17 века). То, что гитара не выдержала конкуренции с лютней, легко объяснимо. Лютня очень древний инструмент, и ещё в первоначальной форме, она была знакома жителям Вавилона. К моменту своего появления в Европе, лютня обладала развитыми приемами игры и обширным репертуаром. К тому же европейские музыканты принялись совершенствовать лютню, писать для нее музыку. Поэтому соперничество лютни с гитарой никак не могло сложиться в пользу последней.

Глава-2. Период застоя не сломил гитару, а заставил учиться. Гитара постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, воспользовалась многими приемами игры на лютне, и к середине 17 века начался обратный процесс – гитара стала вытеснять лютню. Ещё только начался период возрождения, а к концу 17 века гитаристов было не мало: Франческо Корбетта (1620-1681), Антуан Каре (вторая половина 17 века), Франсуа Кампион (1688-1748), Гаспар Санс (1640-1710), Пабло Мингет (ум. 1801), Робер де Визе (1685-1725) – это крупный композитор этой плеяды, лютнист и гитарист. Королевский гитарист (учитель игры на гитаре), Визе оставил два сборника пьес для гитары. «Сборник пьес для гитары» (Париж-1686) содержит танцы и легкие произведения для музыкального исполнения.

Глубокий кризис наблюдается в середине 18 века. Неизвестный автор вспоминает: «Единственное, для чего еще использовали лютни и гитары, инструменты переделывали в виолы, таков конец их существования, множество прекрасных гитар, не поправимо испорченных, безвозвратно погибают». Чем вызвана нелюбовь к гитаре? Возможно, это связано с отсутствием композиторов, создающих музыку для гитары. Поколение, воспитанное в традициях устной передаче исполнительских навыков, уходит в прошлое.

Глава-3. Упадок и на этот раз длится не долго, гитара вновь становится модным инструментом во второй половине 18 века. Благодаря возросшим техническим и выразительным возможностям, гитара в первые десятилетия 19 века становится предметом повсеместного увлечения, вся Европа охвачена «гитароманией». Любители восхищаются ею, виртуозы-гитаристы разъезжают по всей Европе  с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания – это в основном выходцы из Испании и Италии. Первая страна профессиональных гитаристов – Испания.

Фернандо Сор (1778-1839) родился в Барселоне. Рано овладел игрой на гитаре, музыкальное образование получил в католическом монастыре Монтсеррат. В 1813 году приезжает в Париж, где вскоре приобретает репутацию одного из лучших виртуозов, музыкальную деятельность он делит между исполнительством композиций и педагогикой. В 1815 году Ф. Сор отправляется в Англию, где открывает возможности гитары англичанам, теплый прием ему оказывает не только Лондон, но и Россия. Он пользуется небывалым успехом у публики и продолжает предпринимать концертные турне по многим странам Европы. Прозванный «Бетховеном гитары» Ф. Сор создает обширный репертуар для гитары, отличающийся огромным разнообразием. Его «Школа для игры на гитаре» (1830 г.), оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященный гитарной технике. Также Ф. Сор пишет виртуозные пьесы, этюды,вариации, фантазии, менуэты, вальсы и т.д.  Творчество Ф. Сора, которое развивалось на рубеже классицизма и романтизма, отличается законченностью формы и высоким мастерством письма.

Дионисио Агуадо. (1784-1849). До 1824 года его имя не привлекает большого внимания. Покинув Испанию, Д. Агуадо живет в Париже, где приобретает славу блестящего виртуоза и начинает концертировать в Европе. Его «Школа игры на гитаре», переведенная на французский язык, издается в Париже в Париже в 1827 году. Вернулся Д. Агуадо в Мадрид 1838 году. Он до конца своей жизни продолжает заниматься педагогической деятельностью. Творческое наследие его включает десятки этюдов, фантазий, вариаций, рондо. В последней четверти 18 века большой интерес вызывает гитара в Италии, где выдвигаются исполнители – профессионалы.

Мауро Джулиани (1781-1829). Будучи виолончелистом  М. Джулиани увлекается гитарой и быстро приобретает репутацию первоклассного гитариста – исполнителя. Эмигрировав в Австрию, он обосновался в Вене в 1806 году, и совершает концертные поездки по Италии, Голландии и России. В 1819 году возвращается в Италию, продолжая свою творческую деятельность в Риме и Неаполе. Творческое наследие М. Джулиане насчитывает несколько сотен произведений – это этюды, вариации, сонаты, сонатины. Им написан «Концерт для гитары с оркестром» (1809).

Фернандо Карулли (1770-1841). В 1818 году покидает Италию и обосновывается в Париже, где приобретает славу лучшего гитариста своего времени. Видный педагог и блестящий исполнитель Ф. Карулли публикует около трехсот своих сочинений: концерты для гитары, камерные произведения, которые отличаются высоким техническим мастерством. Два теоретических труда получили широкое признание - «Школа игры на гитаре» (1810), «Гармония в применении к гитаре»(1825)- посвящение аккомпонементу.

Маттео Каркасси (1792-1853). Один из наиболее знаменитых итальянских гитаристов своего времени. Поселившись в Париже (1820), он, гастролируя приобретает славу виртуоза исполнителя в странах Англии, Германии, Италии. Извесный в нашей стране своей «Школой игры на гитаре»(1836), М. Каркасси оставляет около восьмидесяти произведений для гитары: три сонаты, этюды, каприччио, рондо.

Николо Паганини (1782-1840), яркий представитель виртуозной игры в европейской музыке; скрипач и гитарист. Он оставляет множество сочинений для гитары: вариации, сонаты, шестьдесят вариаций на народные темы. В отличие от Испании и Италии, Франция выдвинула одного прославленного гитариста.

Наполеон Кост - (1806-1883), родился во Франш-Комтэ. Молодым юношей начинает музыкальную деятельность как исполнитель – гитарист и как педагог, в 1730 году переезжает в Париж. Н. Кост - один из лучших французских исполнителей 19 века, его сравнивают с Ф. Сором. Несчастный случай, в результате которого он повредил правую руку, вынуждает его ограничить свою артистическую деятельность. Н. Кост оставил около 70 произведений для гитары: вальсы, вариации, рондо, сборник пьес «Большая серенада».

Франциско Таррега-Эшеа (1852-1909),перечисляя гитаристов, нельзя не сказать о нем. Испанец с десятилетнего возраста осваивает гитару, хотя первоначально обучался на фортепиано, в 1870 году поступает в консерваторию г. Мадрида. Три года спустя он уже преподает и ведет концертную деятельность в городах Испании, а затем Европы, заявляя о себе, как гитарист-исполнитель. В 1880 г. Ему аплодируют в Париже, в Лондоне, а в 1881 году он возвращается в Испанию и обосновывается в  Барселоне, где всецело посвящает себя своему инструменту. Между 1885 г. и 1903 г. Маршруты его концертных поездок проходят через Испанию  и Италию. И даже паралич правой руки, наступивший в то время, когда он был на вершине славы (1906), не прерывает его творческой активности, которую он сохраняет до самой смерти. Гитаристом-композитором написано около 80-ти оригинальных пьес, 120 переложений для гитары и 21 пьеса для двух гитар. Основные положения его методики преподавания изложены в труде его ученика Эмилио Пухоля «Рациональный метод игры на гитаре».

Глава-4. В конце 19 века начинается период упадка, композиторы отходят от гитары, в связи с тем, что инструмент аккомпанирующий и имеет слабый звук, отсутствие яркой интонации делают этот инструмент трудно используемым в оркестре. Для 20 века характерно стилистическое и инструментально исполнительское новаторство. Гитара вступает в сложный период своего развития. Хотя ранее были открыты неведомые перспективы развития гитары, некоторые композиторы начинают от нее, что порождает серьезный кризис репертуара. И только гитаристы фанаты, любящие инструмент продолжают поддерживать престиж гитары.

Эмилио Пухоль (1886-1980), ученик Тарреги, родился в местечке Гранаделья, один из наиболее известных испанских музыковедов и  гитаристов. Еще молодым концертирует по Европе, а с 1914 года делает карьеру музыковеда. Профессор по классу гитары в Барселонской консерватории, он преподает так же в Лиссабоне. Создает пятитомную школу – «Рациональный метод игры на гитаре» (Буэнос-Айрес 1932-1933). Он выпускает огромное количество переложений для гитары произведений 16 века, его работа «Библиотека старинной музыки» (Париж-1926) вносит огромный вклад в классический репертуар гитариста. Кроме того, мы обязаны ему созданием большого количества пьес для гитары.

Андрес Сеговия (1893-1987), родился в Линаресе (Андалузия). Обучаясь с детства на рояле, он в дальнейшей своей жизни обращается к гитаре. А Сеговия разрабатывает свои инструментальные приемы, особое внимание уделяет технике правой руки, что способствует обогащению нюансов и интенсивности звучания. Первый концерт А. Сеговия дает в Гранаде (1909 г.), затем в Мадриде и так продолжает концертировать по Испании. Первое посещение Латинской Америки (1916), стало началом его карьеры, которая приносит ему мировую известность. Концертная деятельность не мешает ему вести курсы обучения игры на гитаре в Сантьяго де Компостелла, в музыкальной академии Киджана в Сиене, в университете Берклея. В 1926, 1927, 1936 годах посетил СССР, что имело большое значение для развития гитарного искусства в нашей стране. Он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов. Ему мы обязаны переложением для гитары знаменитой Чаконы (из второй партиты d moll И.С. Баха). Особой заслугой А. Сеговии в области гитарного репертуара надо признать тот факт, что ему удалось убедить композиторов обратиться к  сочинениям пьес для гитары. Благодаря его активности и исполнительской деятельности: «Он сыграл большую роль в создании высокой репутации инструмента». Кроме того он воспитал целое поколение гитаристов.

Глава-5. Статус «благородного инструмента», завоеванный усилиями многих композиторов гитаристов в большой мере определяет дальнейшую судьбу гитары. Ее подъем в течение 30 - летия, следующего после второй мировой войны, - это настоящий общественно-социальный феномен. Новое поколение композиторов этих времен, открыло новые пути развития гитары. Оно предоставлено такими именами:

Бруно Мадерна (умер 1973), Клод Баллиф (родился 1924). Своим творчеством молодые музыканты трансформируют сам стиль произведений для гитары. В то время как в композиторском творчестве гитара мало-помалу теряет свои изначальные самобытные черты, исполнители обращаются к первоосновам и изучают старых мастеров: Робера де Визе, Гаспара Санса. К 1978 году гитара становится одним из ведущих инструментов и оспаривает первенство у фортепиано и скрипки. По сей день, педагоги всех стран воспитывают молодую смену гитаристов. Большинство крупных консерваторий имеют классы классической гитары. В Парижской консерватории такой класс ведет Александр Лагойя, в Страсбургской консерватории – Фернандо Фернандес-Лави. На более скромном уровне, в муниципальных консерваториях преподавание поручено квалифицированным педагогам, которые воспитывают гитаристов поколения 2000-ых годов. Сформировавшиеся гитаристы – исполнители на классической гитаре – достигают высокого уровня, число артистов, концертирующих по всему миру с каждым годом, возрастает. Остановимся на наиболее известных.

Нарсисо Епес родился в 1927 в Лорке. Учился у пианиста Висенте Асенсио и технику игры на гитаре был вынужден осваивать самостоятельно. Свой первый концерт он дает в 1944 году, однако широкой публике его имя стало известно благодаря  фильму «Запрещённые игры». Сегодня это исполнитель мирового масштаба, педагог и автор многочисленных транскрипций для гитары.

Джулиан Брим родился в 1933 году в Лондоне. Уже в раннем детстве начал заниматься с отцом игрой на гитаре. Образование он получает в Королевском музыкальном колледже, и в 1950 году начинает свою концертную деятельность. Он объезжает с концертами всю Англию, затем Швейцарию и наконец, Европу, выступает в Америке в 1958 году.

Джон Вильямс родился в Мельбурне, в 1941 году, учился у своего отца. С 1955 года начинает давать концерты. Будучи замеченный А. Сеговией, работает с ним с 1957 года по 1959 год. Д. Уильямс занимается преподаванием в Лондоне, в Испании, В США.

Заключение. Ещё совсем недавно казалось, благодаря широкому кругу поклонников гитары, благодаря интересу, который проявляют композиторы классической музыки, ее ожидает безоблачное будущее. Тем не менее, не следует забывать, что история гитары насыщенна неожиданными крутыми поворотами, вполне возможно, что мы находимся на пороге менее блестящего периода. Как и во все критические периоды, уже пройденные гитарой в предшествующие столетия, задача сохранения и утверждения высокого престижа инструмента возлагается на композиторов и исполнителей. В их руках – как в переносном, так и в буквальном смысле – будущее гитары.

 

Список использованной литературы:

1.      Э. Шарнассе. «От истоков до наших дней».

Музыка – 1991 г.

2.      Журнал музыкальной культуры.

Аккорд – 2005 г.

3.      Журнал музыкальной культуры.

Аккорд – 2006 г.

4.      Журнал - №9. «Музыка и время».

Выпуск – 2003 г.

5.      С. Газарян. «Рассказы о гитаре».

Москва – 1988 г.

 

  2015 год         

      

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения