Положение о здоровьесбережении обучающихся

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области

МБУДО "Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки", дата создания: 1977 год. 

Адрес: Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1 микрорайон, строение 6.

Тел.: 8 (48 153) 7-08-12 (приемная), 8 (48153)3-29-20 (директор), 8(48153)7-07-21 (вахта), e-mail: muzikal_shkola@mail.ru 

Программа здоровьесбережения

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного  образования

«Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки»

 

I. Общие положения

В целях организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов ДМШ, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся, создано положение о здоровьесбережении обучающихся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».

Положение о здоровьесбережении обучающихся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» является координационным документом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы.

 

II. Цели и задачи положения о здоровьесбережении обучающихся в МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».

 

Цели:

- содействие коллективу образовательного учреждения в создании условий для укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Задачи:

- обеспечить учащимся в  МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» возможность сохранения здоровья за период обучения  в школе;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

- систематизировать психологическое, социальное и нравственное развитие обучающихся с использованием комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса.

- организация учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

- разработка технологии психолого-педагогического сопровождения сотрудников и учащихся в образовательном процессе.

- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

- информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

- активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.

- обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

- организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культурного, психологического и социального здоровья участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

III. Использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

 

Здоровьесберегающие технологии в ДМШ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода к учащемуся.

Здоровьесберегающая технология – это формы,  методы, и приемы,   к достижению результата эффективного обучения, которая включает в себя принципы здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДМШ  обеспечивают развитие музыкальных природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

В  систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе проведения приёмного экзамена при поступлении в ДМШ, а так же в  реализации образовательного процесса на протяжении всего обучения, и ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Проводится учет особенностей возрастного развития ребенка и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

 

 

IV. Используемые технологии, способствующие формированию у обучающихся, воспитанников потребности и ценности здорового образа жизни.

 

1. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии:

-  в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. При выборе преподавателем учебной программы и репертуарного плана обязательно должно учитываться личностные и природные возможности учащегося ДМШ.

Технология личностно-ориентированного обучения, учитывающая особенности каждого ученика и направленна на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

 

2. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

 

3.Технология уровневой дифференциации - возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

4. Технология раскрепощённого развития детей обращена на учащихся начальных классов:

 процессе овладения детьми нотной грамоты применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

 - обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

 

V. Участие  преподавателей и учащихся в деятельности по созданию здоровьесберегающей среды.

 

Целью МБОУ ДОД»Десногорская ДМШ» стало создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков и музыкальных способностей ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

 

Успешность обучения в ДМШ определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил туда. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья учащихся будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

 

Педагоги и родители должны сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Для это в ДМШ созданы такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

 

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности.

К «сохраняющей среде» мы относим санитарно-гигиенические требования.

Занятие осуществляется в условиях комфортности.

 

А) Санитарно-гигиенических:

 

Свежий воздух, проветренный кабинет, соответствующее освещение, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.

 Использование средств обучения с учетом гигиенических правил.

 

Б) Психологических:

 

Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.

 Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей группы.

 Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

 Использование чередования интенсивности в обучении и психологической разгрузки.

Помимо образовательного процесса, предусмотренного учебными планами, музыкальная школа ведет активную деятельность по созданию здоровьесберегающей среды в рамках  внеклассной работе с учащимися, как музыкальной школы, так и детьми, не обучающимися в ней, это:

- организация концертов,

- конкурсов;

-тематических классных часов;

- игровых программ по созданию здоровьесберегающей среды;

- профилактике наркомании, табакокурении и употребления ПАВ пропагандируя здоровый образ жизни;

- оформление  информационных уголков в учебных классах ДМШ о создании здоровьесберегающей среды;

Тем самым школа занимается пропагандой культуры  и здорового образа жизни с детьми на ранних стадиях развития гражданского общества.

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения