Голубева Т.М.

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области

МБУДО "Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки", дата создания: 1977 год. 

Адрес: Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1 микрорайон, строение 6.

Тел.: 8 (48 153) 7-08-12 (приемная), 8 (48153)3-29-20 (директор), 8(48153)7-07-21 (вахта), e-mail: muzikal_shkola@mail.ru 

Голубева Т.М.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

"Работа над сменой позиций на домре и балалайке"

Преподавателя  отделения народных инструментов МБУДО "Десногорская ДМШ им.М.И.Глинки"

Голубевой Татьяны Михайловны

                                 ПЛАН    

1.Вступление. Позиции на различных инструментах.

2.Переход из позиции в позицию на домре.

3.Движение большого пальца левой руки при смене различных позиций.

4.Внепозиционныеформы движения.

5.Особенности смены I и  IV позиций на балалайке.

Позиция - это положение руки и пальцев на грифе инструмента, удобное  для исполнения того или иного звукоряда, гаммы, упражнения или пьесы. Трёхструнная домра имеет свои особенности как в конструкции, так и по способам звукоизвлечения, и не может включать всего объёма техники, присущей скрипке или фортепиано. Работу по постановке  рук и игровых навыков надо строго разграничивать по звеньям и по этапам обучения: начальное, среднее, высшее, точно определив необходимую и посильную задачу на каждом этапе, так как преждевременная перегрузка левой руки может отрицательно сказаться  на выработке правильных движений правой руки принесёт не положительный, а отрицательный результат.

В связи с тем, что квартовый строй домры позволяет в одной позиции извлекать ограниченное количество звуков, исполнительская техника левой руки домриста строится на постоянной смене позиций. Переход из позиции в позицию нельзя рассматривать только как технический приём связи нескольких звуков. Свободное владение сменой позиций обогащает творческие возможности исполнителя. Точная смена позиций  зависит от слухового контроля и от мышечного ощущения расстояний на грифе. Повторение игрового движения при напряжённом слуховом контроле постепенно приводит к выработке навыка ориентировки на грифе.

Посадка исполнителя позволяет зрительно контролировать передвижение пальцев и кисти левой руки при смене позиций.

Однако, необходимо следить за ощущением грифа в руке и связи пальцев со струной. Это является основным моментом при смене позиций. Палец, который поддерживает гриф и беззвучно передвигается по струне во время смены позиций, условно называется пальцем - проводником. Его движения должны быть быстрыми и точными, только в этом случае он сможет выполнить точность движения всей руки исполнителя. Скольжение пальца по 1  и 2 струнам во время смены позиций не должно сопровождаться "глиссандо". Переходы должны быть абсолютно беззвучными, лишь смещение руки на большие расстояния вызывает лёгкое "глиссандо", которое нужно стараться использовать в качестве выразительного средства. Обеспечивание связи руки с грифом и пальцев со струной во время смены позиций, а также полный зрительно-слуховай контроль, являются основными условиями чёткой смены позиций. Перемещение по грифу руки при смене позиций основано на двух разных режимах движений. Переход из высоких позиций в низкие (движение руки вниз по грифу) осуществляется с большей лёгкостью, за счёт естественного падения руки и небольшого усилия мышц. Иные условия возникают при переходе из низких позиций в высокие. При перемещении вверх по грифу требуются  физические усилия плеча, предплечья и кисти.

Если нисходящее движение руки по грифу укрепляет точки опоры инструмента, то восходящее движение тянет за собой корпус балалайки или домры. В этот момент исполнителю приходится более плотно удерживать инструмент в точках опоры. Вследствие этого возникают дополнительные трудности в перемещении руки по грифу, в обеспечении свободы движений пальцев. В целостном движении руки при смене позиций активность отдельных частей рук бывает неодинаковой и зависит от величины расстояния, на которое осуществляется переход. При переходах на большие расстояния ведущим элементом движения будут крупные части руки с корректирующим участием мелких. При небольших смещениях руки (2,3 лад) увеличивается роль кистевых движений.

Существенное значение для смены позиций имеют движения большого пальца. Он должен легко скользить вдоль грифа, не сковывая движений руки, не нарушая продолжительности звучания нижнего голоса. В сложном взаимодействии разных частей руки лежит принцип поочерёдного их движения. Характер движения руки при переходах из нижних позиций в верхние и из верхних в нижние существенно различается. Движение вниз - в момент перед переходом делает быстрое, но плавное движение локтем вниз и вперёд, по направлению к туловищу, чуть опережая движение кисти и пальцев. Кисть, следуя за предплечьем, слегка прогибается. В момент нужного достижения пальцами звука плечо и предплечье прекращают своё движение и кисть фиксирует новое положение пальцев. Ладонь при нисходящем движении приближается к грифу, а предплечье к корпусу исполнителя. Чтобы помочь основному "тянущему" движению руки и придать руке  инерцию движения, нужно перед тем, как  сделать движение локтем вниз, отвести его чуть вверх, как бы обеспечивая пространство для разгона. Это особенно важно при больших скачках в мелодии. При переходах из нижних позиций в верхние ведущая роль принадлежит плечу и предплечью. Кисть следует за предплечьем, слегка выгибаясь своей тыльной стороной по направлению движения, в сторону верхнего порожка. Ладонь при этом отдаляется от грифа. Такая последовательность движений части руки заметна лишь в медленных и умеренных темпах пьес, этюдов, гаммах. При быстрой смене позиций и при переходах на большие расстояния движения руки воспринимается как непрерывное целое.

В высоких позициях предплечье следует за движением кисти и пальцев, создавая наиболее естественные условия для их работы. Например: гаммы по одной струне в одну октаву: А dur,   Е dur, D dur, a moll,  e moll, d moll.

Пьесы на смену позиций в медленных темпах:

А.Бацевич "Прелюдия".

А. Коняев "Этюд" a moll.

"Школа игры на трёхструнной домре", А.Александров.

Работая над освоением переходов из позиции в позицию, учащийся должен в перспективе иметь в виду так называемые внепозиционные формы движения. Сущность их заключается в объединении позиций при исполнении протяжного пассажа как бы общим движением руки. Такое сквозное прохождение позиций требует от исполнителя особого внимания и несколько иной организации движения левой руки. В этих условиях, даже останавливаясь на время в той или иной позиции в ходе исполнения пассажа, рука должна быть подготовленной к следующему переходу. Её действия будут определяться общей формой движения, а не движениями в отдельных позициях.

Л.Бетховен "Контрданс".

"Хрестоматия домриста" 1-3 классы.

Если проанализировать любой пассаж, охватывающий большое расстояние на грифе, мы убедимся, что при его исполнении возникают следующие движения: одно- крупное, на весь пассаж, и на его фоне множество мелких детализированных движений, которые охватывают промежуточные звенья пассажа. Беря первый звук, исполнитель как бы сразу нацеливается на последний, связывая свои движения в единый комплекс для прохождения всего пассажа. В этом сложном комплексе должны быть хорошо продуманы и отработаны как крупные, так и мелкие движения.

Переходы из позиции в позицию осуществляются по-разному. Простейший переход - это во время паузы или звучания открытой струны.

Например, А.Бацевич "Прелюдия" - струны "ля", "ре".

А.Денисов "Этюд №3" a moll - струны "ля", "ми".

"Школа игры на балалайке", В.Мельников, А.Нечепоренко.

Более сложным видом является переход от одного звука к другому одним и тем же пальцем. Здесь важно, чтобы палец, осуществляющий переход. в этот момент ослаблял нажим на струну. Чем выше скорость движения и больше расстояние перехода, тем меньше должен быть нажим пальца на струну.

Например, ч.н.п. "Аннушка" для балалайки

Здесь происходит скольжение от ноты "си" до ноты "ми" ( 2-7 лад).

Есть ещё и более распространённый вид перехода - подмена пальцев на одном и том же звуке.

Например, М.Магиденко "Самолёт",нота  "до"-"до" (подмена пальцев 2-1, переход из 1 позиции во 2).

Наиболее часто встречающийся вид перехода - скольжение одного пальца с последущим нажатием на струну другого пальца - вышележащего или нижележащего. При выполнении перехода палец "проводник" должен уступить  своё место на струне пальцу, который возьмёт первый звук в новой позиции не в момент этого звука, а чуть раньше, во время подхода к нему. В процессе выполнения перехода пальцы должны ослаблять свой нажим на струну настолько, чтобы не были слышны "глиссандо" и шорох полуприжатых струн. Нужно избегать таких распространённых ошибок, как преждевременное начало перехода, когда длительность последней ноты предыдущей позиции не выдерживается полностью. А также жёсткость перехода - не оправданное акцентирование соединяемых звуков. Смена позиций должна осуществляться своевременно, легко, мягко, не заметно для слуха.

Например, Н.Бакланова "Этюд" e moll. Происходит скольжение 2 пальцем, затем подмена на 1 палец.

р.н.п. "Ах, ты хмель мой хмелёк".

п.н.п. "Красное яблоко". Происходит подмена пальцев при движении вниз.

Постоянная смена позиций является характерной особенностью техники левой руки домриста и балалаечника. Поэтому освоению навыка перемещения левой руки вдоль грифа нужно уделять особое внимание. Главное - избегать чрезмерного давления пальцев на струны, так как при этом возникает напряжение всей левой руки, которое передаётся потом и в правую руку. Следует добиваться плавных, свободных и точных движений левой руки и координации их с движениями правой руки.

В качестве музыкального материала для этой цели сначала лучше использовать одноголосные пьесы и этюды, а также однооктавные гаммы и арпеджио. Затем можно перейти двух-трёхголосной фактуре (на балалайке) и к более сложным пьесам (на домре).

В учебной литературе  для домры и балалайки очень часто встречаются пьесы в переложении с таких инструментов, как скрипка, флейта, фортепиано, детские песни. Поэтому, в подборе аппликатуры в этих пьесах возникают проблемы. Приходится применять скольжение пальцев на ладах: 4-4, 3-3, 2-2 и и переходить в другие позиции.

Например, К.Сен-Санс "Лебедь".

А.Локтев "Топотушки".

Л.Бетховен "Контрданс".

Звукокоряд  четвёртой позиции на балалайке

Номер позиции определяется положением пальцев левой руки на грифе инструмента относительно их положения в первой позиции. Это нота "ми" играется 1 пальцем, "фа" - 2, "соль" -3, "ля" - 4 пальцем. Чтобы лучше освоить четвёртую позицию. на 1 струне, нужно проигрывать упражнение №26 из учебника "Самоучитель игры на балалайке", А.Илюхина. Сначала играем гаммообразное упражнение в четвёртой позиции. Нужно учитывать, что лады здесь уже, чем в первой позиции и пальцы нужно ставить точно посередине  лада. Упражнение №26 играется в мажоре и миноре. Освоив первые азы, можно переходить к соединению первой и четвёртой позиций. Для этого даются упражнения №27, 28, 29. Разучивая их, нужно придерживаться обозначенной аппликатуры. Если у ученика маленькие пальцы, и не хватает растяжки пальцев, применять движение кисти по грифу. Разучивая эти упражнения, нужно добиваться лёгкого, свободного перехода из одной позиции в другую, точной и чёткой постановки и снятия пальцев, правильной координации движений правой и левой рук, чистого и ровного звука. Обратите внимание и на то, что в упражнениях 27 и 28 знаки альтерации поставлены при ключе, а в упражнении 29 они встречаются перед нотой в такте.

Четвёртая позиция на 2 и 3 струнах охватывает звукоряд от "си" первой октавы до ноты "ми" второй октавы. Упражнения в "Школе игры на балалайке" А.Илюхина за № 31, 32, 33 даются на соединение первой и четвёртой позиций на струне  "ми".Разучивая эти упражнения, нужно строго придерживаться обозначенной аппликатуры и соблюдать предыдущие указания.

Смена позиций на балалайке исполняется различными приёмами игры. Это может быть "пиццикато" большим пальцем, "двойное пиццикато", "бряцание", "тремоло".

Например, пьеса "Полянка", вариации на тему уральской песни. В теме, в 9 такте переход в четвёртую позицию на "бряцании". Этот переход нужно делать плавно, по всем прижатым струнам, делать как бы "глиссандо". При этом движение осуществляет кисть и предплечье вместе.  С учащимися смену позиций нужно проигрывать несколько раз, чтобы не было ритмических ошибок. Педагог должен сам показать на балалайке эти движения. В 1 вариации применяется приём игры "двойное пиццикато". Но пиццикато играется со второй струны: до-ми, ля-ми, поэтому смена позиций делаетсятакже, как и на бряцании - по всем прижатым струнам. Во второй вариации соединение позиций можно сделать скольжением только по первой струне, потому что здесь используется п "подцеп" на 1 струне. Смена позиций делается движением кисти и предплечья в быстром темпе, чтобы не было замедления темпа пьесы. Познакомив ученика с правилами смены 1 и 4 позиций на данных примерах, можно приступить к разбору пьесы "Полянка".

Мажорные и минорные гаммы на 1 струне. Смена позиций.

Гаммы на первой струне играются приёмом игры "двойное пиццикато". На этих гаммах очень хорошо отрабатывать различные смены позиций. В гаммах в одну октаву отрабатываются 4 и 5 позиции. А в гаммах в две октавы все остальные позиции, изучается верхний регистр балалайки. Все гаммы можно играть из учебника в новой редакции В.Мельникова "Школа игры на балалайке", 2004г. Здесь представлено много "Этюдов" на различные приёмы игры и на смену позиций без аккомпанемента. Эти "Этюды" и "Пьесы" предназначены для работы в классе. Это музыкальный материал , который служит иллюстрацией к методическим положениям "Школы". В.Мельников считает, изучение "Этюдов" и "Пьес" без сопровождения весьма полезным. Такая работа предоставляет благлприятные возможности для слухового контроля за качеством звука, так как учащийся в этом случае целиком сосредоточен на звучании своего инструмента.

 Список используемой литературы:

1.П.Нечепоренко, В.Мельников "Школа игры на балалайке". Изд. "Музыка", Москва, 2004г.

2.А.Александров "Школа игры на трёхструнной домре". Изд. "Музыка", Москва, 1994г.

3.А.Илюхин "Самоучитель игры на балалайке". Изд. "Музыка", Москва, 1974г.

4.А.Ставицкий "Школа игры на домре". Изд. "Композитор", Украина, 1992г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАБОТА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ   ДЕСНОГОРСКОЙ   ДМШ

ГОЛУБЕВОЙ  ТАТЬЯНЫ  МИХАЙЛОВНЫ

«ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ  МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ  ИГРЕ  НА  ШЕСТИСТРУННОЙ   ГИТАРЕ  УЧАЩИХСЯ

МЛАДШИХ  КЛАССОВ  ДМШ   ПО  ПРОГРАММЕ  8   ЛЕТ   ОБУЧЕНИЯ»

                                           

ПЛАН

1.ВВЕДЕНИЕ.

2.ПЕРВЫЕ   УРОКИ.

3. ПОСАДКА   ГИТАРИСТА.

4.РАБОТА   НАД   КАЧЕСТВОМ   ЗВУКА.

5.ТЕХНИКА   ЛЕВОЙ   РУКИ. РАСПОЛОЖЕНИЕ  ПАЛЬЦЕВ   И   ДВИЖЕНИЕ

ЛЕВОЙ   РУКИ   НА   ГРИФЕ.

6.РАЗВИТИЕ   СЛУХА  И   УСВОЕНИЕ   НАВЫКОВ   ПОСТАНОВКИ.

7.ДОМАШНЕЕЕ   ЗАДАНИЕ   ДЛЯ   УЧАЩИХСЯ.

8.ПРИМЕНЕНИЕ   МЕТОДА   «ЭЛЕМЕНТАРНОГО   СОЧИНЕНИЯ   МУЗЫКИ».

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

Начальное  обучение  игре  на  гитаре  детей  шестилетнего  возраста – важный  раздел общей  методики  обучения  игре  на  гитаре. В  детские  годы  закладывается  основа  художественных  представлений,  вкусов  человека,  поэтому  ответственна  роль  первых  воспитателей - учителей,  от  которых  во  многом   зависит,  займёт  ли  музыка  должное  место  в  жизни  человека. От  личности  педагога,  его  нравственного  облика,  уровня знаний, профессионального  мастерства  и  опыта  зависит  конечный  результат  воспитания  школьников. Музыкальное  воспитание  помогает  формировать  гармонично  развитых, культурных, духовно  богатых  людей, какую  бы  в  дальнейшем  ни  выбрал  профессию,  в  нём  важно  воспитать  чувство  красоты  в  искусстве  и  в  жизни. Главная  задача  уроков  музыки – ввести  учащихся  в  мир  большого  искусства,  научить  их  любить  и  понимать  музыку  во  всём  богатстве  её  форм  и  жанров.

Опыт  педагогов  показывает,  что  учить  игре  на  гитаре  можно  и  маленьких  детей, начиная  с  пятилетнего  возраста. Чем  раньше  войдёт  музыка  в  жизнь  человека,  тем  более  прочное  место  займёт  она  в  его  душе. Педагог  хорошо  должен  знать психологию  и  физиологию  детей  этого  возраста,  особых  профессиональных  приёмов. Очень  хорошо,  если  учащиеся  учатся  в  подготовительном   классе.  Это  даёт  возможность  спокойно,  не  торопясь  развивать  те  качества,  навыки,  которые  необходимы  для  последующих  занятий. Дети  успевают  узнать  больше  музыки, больше  о  музыке,  выучить  обширный  репертуар. Эти  учащиеся  хорошо  знают  музыкальную  грамоту,  у  них  хороший  музыкальный  вкус,  знание  музыки   по  сравнению  с  другими учащимися,  которые  начали  заниматься  без  подготовительного  класса.

Умение  чувствовать,  понимать,  любить  музыку  развивается  с  ранних  лет.  Это  время  активного  узнавания  окружающей  жизни. Маленьких  детей  привлекает  всё  яркое,  необычное .Педагоги  широко  используют  в  своей  работе  игрушки,  игрушечных  зверюшек  или  героев  сказок. Большинство  детей  любит  и  знает  множество  сказок,  живёт  сказками .Пусть  герои  сказок,  друзья  ребёнка,  этот  привычный  для  него,  родной  сказочный  мир  появится  на  уроке,  будет  связующим звеном.  Но  не  достаточно  просто  показать  ребёнку  игрушки.  Педагог  должен  уметь  обыграть  связь  между  игрушками  и  уроком,  чтобы  они  были  не  только  забавой,  но  и  помогали  в  обучении  на  уроке.  Любимый  герой  ребёнка  может  встречать  его,  когда  он  входит  в  класс,  помогать  на  уроке,  участвовать  в  проведении  урока. 

2.ПЕРВЫЕ  УРОКИ.

Первая  встреча  ученика  и  педагога  очень  ответственна.  Движения  ребёнка,  его  речь,  реакция  на  окружающее  многое  раскроют  педагогу  в  ученике.  Педагог  проверяет  не  только  музыкальные  данные  будущего  ученика,  но  и  его  интеллект,  любит  ли  он  читать,  рисовать,  знает  ли  он  наизусть  стихи.  Если  ребёнок  выразительно  прочитает  стихи,  да  ещё  назовёт  автора  этих  стихов,  имена  детских  писателей,  то  даже  при  весьма  средних  музыкальных  данных  этот  умный,  развитый  человечек  будет  очень  быстро  развиваться  и  музыкально.  Знакомству  со  струнами  помогут  матрёшки,  поющие  разными  голосами,  как  разные  струны.

Игра  на  уроке – эффективный  помощник,  ведь  в  этом  возрасте  она  составляет  главное  занятие  ребёнка,  наиболее  его  увлекает.  Игра  и  обучение  должны  быть  взаимосвязаны.  В  игре  воспитываются  физические  и  психические  навыки,  которые  необходимы  в  учении.  Пусть  ребят  тянет  на  урок  поначалу  хотя  бы  потому,  что  там  их  ждёт  сказка,  часто  ими  же  созданная.  Некоторые  педагоги  придерживаются  мнения  не  давать  в  руки  гитару  на  первых  уроках,  а  заниматься  только  теорией,  знакомиться  с  нотной  грамотой.  Но  малыш  пришёл  учиться  играть  на  инструменте  и  он  не  может  быть  разочарован,  если  ему  не  будут  задавать  упражнений  на  гитаре.  Сегодня  можно  купить  в  музыкальных  магазинах  маленькие  гитары  3\4.  И  желательно  на  первом  уроке  нужно  показать  ученику,  как  держать  гитару  и  простейшие  упражнения  для  правой  руки. В  качестве  первых  практических  упражнений  очень  удобно  применить  игру  на  не прижатых  струнах,  используя  ритм  детских  считалок.  Игра  считалок  позволяет  успешно  провести  действия  по  постановке  правой  руки,  налаживает  чередование  пальцев  правой  руки  при  звукоизвлечении  на  одной  струне,  способствует  ритмическому  развитию  ученика  и  аккуратно  и  естественно  вводит  его  в  начальную  практику  исполнительства.  Играть  считалки  нужно  на  каждый  слог  по  звуку,  поочерёдно  на  всех  струнах.  На  1,2,3,  струнах  следует  играть  щипком,  чередуя  указательный  и  средний  пальцы  правой  руки.  На  4, 5,6  струнах  необходимо  играть  большим  пальцем  с  опорой  после  извлечения  звука  на  ниже  лежащую  струну.

Считалки:  1.Раз,  два, три,  четыре,  пять. 

                       Вышел  зайчик  погулять.

                       Вдруг  охотник  выбегает,     

                       Прямо  в  зайчика  стреляет.
                   

                    2.На  златом  крыльце  сидели:

                       Царь,  царевич,

                       Король,  королевич,

                       Сапожник,  портной.

                    3.Василёк,  василёк,  мой  любимый  цветок

                       Скоро  ль  ты,  мне  скажи,  засинеешь  во  ржи.

                    4.Петушок,  петушок,  золотой  гребешок.

                       Масляна  головушка,  шёлкова  бородушка.

                    5.Раз,  два,  три.  Побежали  за  мячом.

                      Кто  скорее:  побежали.  Поскакали  за  мячом.

 

 

3.ПОСАДКА  ГИТАРИСТА.

Прежде  всего,  маленький  гитарист  должен  удобно  сидеть  на  маленьком  стульчике.      Существует  два  положения  подставок  для  левой  ноги:  для  пола  и  для  бедра .  Только  при  правильной,  устойчивой  посадке  и  естественном  для  данного  ученика  положении  позвоночника  и  рук  можно  добиться  свободы  аппарата  исполнителя. Маленький  гитарист  должен  чувствовать  себя  свободно  и  удобно.  После  того,  как  педагог  показал  ученику  правильную  посадку,  можно  объяснить,  как  держать  правую  руку.

4.КАЧЕСТВО  ЗВУКА.

Постановка  в  значительной  мере  определяет  и  качество  звучания. Свободное  движение  рук  даёт  красивое  звучание  и  помогает  быстро  развивать  беглость  пальцев.  Игра  на  гитаре  без  всякого  напряжения  невозможна.  На  свободу  исполнительского  аппарата  и  всего  корпуса  ученика  надо  обращать  пристальное  внимание.  Если  не  работать  над  свободой  движения  с  самого  начала,  позже  снять  зажимы  крайне  трудно. Учитель  должен  научить  ученика  перед  началом  исполнения  освобождать  корпус  и  руки  и  далее  напоминать  ему  об  этом  в  ходе  исполнения  произведения – при  окончании  фраз,  во  время  пауз,  перед  переходами  в  позиции.  Ученик  должен  постепенно  привыкнуть  постоянно  контролировать  свободу  своих  рук,  плечевого  пояса,  корпуса.  Существует  много  причин,  вызывающих  излишнее  мышечное  напряжение  у  учеников:

- высокий  уровень  личной  тревожности;

- преждевременная  игра  в  быстром  темпе;

- сложность  пьесы,  превышающая  технические  возможности  играющего;

У  гитариста  на  качестве  звука  отражаются  даже  незначительные  повороты  кисти  правой  руки. Современное  гитарное  исполнительство  рекомендует  разворачивать  кисть  в  сторону  грифа,  что  смягчает  звучание.  Кисть  и  предплечье  правой  руки   располагаются  на  одной  линии.  Желательно,  чтобы  у  ученика  были  ногти  на  пальцах  правой  руки,  потому  что  правильное  звукоизвлечение  возможно  только  с  применением  ногтей.  Для    правой  руки  есть  много  пьес  с  различными  названиями:

«часы»,  «дождик», «прогулка»,  «вальс»  и  другие.  Разучивая  на  гитаре  первые  упражнения  и  пьески,  ученик  играет  двумя  пальцами  i  m  и  двумя  способами  звукоизвлечения – «апояндо»  и  «тирандо».

5.ТЕХНИКА  ЛЕВОЙ  РУКИ.

Если  по  размеру  инструмент  подходит  ученику,  и  он  держит  его  без  напряжения,  можно  расположить  пальцы  левой  руки,  начиная  с  первого  лада.  Если  инструмент  несколько  велик,  упражнения  можно  давать  с  пятого  лада,  чтобы  избежать  излишнего  напряжения.  Пальцы  должны  быть  собраны  так,  чтобы  каждый  палец  соответствовал  месту,  на  которое  он  должен  упасть  в  данной  позиции  в  конце  соответствующего  лада  рядом  с  порожком.  Правильное  положение  пальцев  левой  руки  определяется  удобным  положением  четвёртого  пальца,  когда  ему  не  приходится  с  трудом  дотягиваться  до  нужного  места. Это  положение  пальцев  и  разворот  кисти  параллельно  грифу  важны  при  исполнении  разных  видов  техники,  чтобы  левая  рука  не  делала  лишних  движений  при  переходах  от  «баррэ»  к  гаммообразным  пассажам,  аккордах  в  пьесах. Пальцы  левой  руки  должны  активно  и  энергично  падать  на  гриф  и  подниматься,  но  нужно  избегать  слишком  высокого  подъёма  пальцев.  С  увеличением  скорости  движения  высота  подъёма  пальцев  и  сила  их  падения  на  гриф  уменьшается.  «Практика  показывает,  что  чрезмерный  нажим  пальцев  на  струны  или  чрезмерное  их  поднятие  несомненно  ухудшают  качество  звучания,  отрицательно  сказываются  на  общей  свободе  движений,  на  беглости,  на  характере  вибрации.  Этот  недостаток   является  и  одной  из  главных  причин,  влияющих  на  ограничение  свободы  передвижения  левой  руки  по  грифу».  (Ю. И. Янкелевич). Способствует  скорости  игры  возможность  оставлять  на  струнах  пальцы  левой  руки  с  последующим  их  использованием.  При  исполнении  аккордовой  техники  подготовка  пальцев  левой  руки  возможна  только  при  правильной  постановке,  когда  ладонь  располагается  параллельно  плоскости  грифа.  При  исполнении  пассажей  большое  значение  имеет  владение  техникой  переходов:  чтобы  заранее  подготовить  правильное  эластичное  движение  кисти  в  сторону  развития  звуков,  необходимо  подготовить  движение  скользящего  и  подменяющего  пальцев.  Наиболее  сложен  у  гитаристов  переход  из  позиции  в  позицию  без  скольжения  по  струне,  скачком.  Здесь  особенно  важно  тщательно  рассчитать,  подготовить  и  отработать  максимально  экономичное,  с  минимальной  амплитудой,  движение  руки.  В  правой  руке  для  увеличения  скорости  движения  можно  использовать  не  только  минимальный  замах  пальцев,  а  в  ряде  случаев  даже  заранее  опускать  пальцы  на  струны,  играя  как  бы  «с места». 

  Во  время  игры  пальцы  не  должны  производить  большего  давления,  чем  это  нужно  для  преодоления  сопротивления  натянутой  струны.  Степень  нажима  зависит  от  многих  факторов.  Например,  в  верхних  позициях  в  связи  с  увеличением  расстояния  между  струнами  и  грифом  нажим  должен  быть  более  значительным,  чем  в  нижних  позициях.  При  интенсивной  вибрации  усиливается  нажим  пальца  на  струну  для  сохранения  чистоты  звука.  При  игре  в  быстром  темпе  нажим  пальцев  на  струны  ослабляется,  а  при  использовании  приёма  «баррэ» - увеличивается.  Чем  больше  расстояние,  преодолеваемое  рукой  при  переходе,  тем  слабее  должен  быть  нажим.  Степень  нажатия  пальцев  на  струну  определяется  художественными  требованиями,  качеством  звучания.  Недостаточное  прижатие  пальцев  к  струне  не  даёт  полноценного  звучания,  появляются  призвуки,  чрезмерное  прижатие  сковывает  технические  возможности.  Педагоги-гитаристы  обращают  недостаточное  внимание  на  необходимость  игры  своих  учеников  в  медленном  темпе.  Ученики  не  могут  или  не  любят  играть  в  медленном  темпе,  не  понимают  и  не  видят  смысла  в  подобной  работе.  И  все-таки  игра  в  медленном  темпе,  координирующая  работу  всех  мышц,  должна  быть  идеально  ровной  в  ритмическом  отношении,  что  требует  большой  концентрации  внимания.

 

6.РАЗВИТИЕ  СЛУХА  И  УСВОЕНИЕ  НАВЫКОВ  ПОСТАНОВКИ.

Занятие  с  малышами  ведутся  по  двум  направлениям – развитие  слуха  и  усвоение  навыков  постановки.  Поэтому,  пока  на  гитаре  осваиваются  всевозможные  упражнения,  помогающие  усвоению  навыков  постановки,  одновременно  разучиваются  новые  произведения.  В  специальный  класс  гитары  могут  прийти  дети,  которые  уже  познакомились  с  нотами,  обучаясь  в  подготовительном  классе.  Другие  дети  не  знают  нотной  грамоты,  им  всего  шесть  лет.  Они  медленно  всё  запоминают,  медлительны,  не  умеют  писать,  плохо  читают.  Здесь  не  подходит  «сухое»  и  механическое  заучивание.  Маленьких  учеников  с  первых  уроков  целесообразно  учить  играть  мелодии  не  по  нотам,  а  по  слуху.  Лишь  после  того,  как  песенка  сначала  подобрана  на  слух  и  выучена  на  фортепиано,  затем  на  слух  подобрана  на  гитаре,  можно  записать  её  нотами.  Ученик  будет  знакомиться  с  грифом  гитары,  с  расположением  звуков  на  грифе,  запоминать  их  постепенно,  по  мере  расширения  репертуара.  Педагог  может  познакомить  ученика  с  новой  песенкой  уже  на  первом  уроке.  Например:  «Сорока»,  «Андрей-воробей»,  народная  песенка,  играющаяся  на  одной  или  двух  нотах.  Такой  ритм  дети  запоминают  быстро.  Количество  нового  материала  на  уроке  должно  определяться  педагогом  в  зависимости  от  индивидуальности  ученика.  Только  исходя  из  индивидуальности  ребёнка  можно  определить,  чему  его  научить,  что  показать  на  первом  уроке,  что  на  втором  уроке.  Для  одного  первый  урок  должен  быть  коротким,  для  другого  более  насыщенным.  Мерилом  усталости  должна  быть  потеря  внимания.

Внимание  в  учебной  работе  играет  особую  роль.  На  устойчивость  внимания  значительное  влияние  оказывает  интерес.  Если  урок  заинтересовал  ученика,  значит  педагог  добился  устойчивого  внимания  на  долгое  время.  Дети  шести  лет  могут  заниматься  увлёкшей  их  игрой-работой  в  течении  часа,  а  однообразная  продолжительная  работа  утомляет  детей.  Усиливает  внимание  на  уроке  смена  заданий,  составные  компоненты  урока  постоянно  должны  меняться.  Одно  занятие  можно  начать  с  усвоения  навыков  постановки,  затем  проверить  домашнее  задание,  разучить  новую  пьесу. Ученик  играет  на  гитаре  и  на  фортепиано.  Другой  урок  можно  начать  с  игры  ансамблем,  с  игры  пьесы  на  разных  струнах,  с  разучивания  новой  пьесы.  Метод  транспонирования  способствует  развитию  внутреннего  слуха  и  укреплению  связей  его  с  игровыми  движениями.  Способности  ребёнка  развиваются  в  процессе  активной  музыкальной  деятельности.  Дети  пяти-шести  лет  транспонированием  занимаются  с  удовольствием  и  с  лёгкостью,  с  меньшей  затратой  сил,  чем  их  старшие  ребята,  с  которыми  педагог  в  первые  годы  обучения  не  занимался.  На  уроке  они  транспонируют  мелодии  на  гитаре  и  на  фортепиано.  Например:  «Петушок».  Выучить  на  первой  струне  и  повторять  на  всех  струнах.  Во  всех  случаях  ученик  должен  играть  и  подпевать  себе  выразительно,  чисто  интонируя,  чётко  произнося  слова.  Пение  помогает  быстро  усвоить  ритм  пьесы.

  Урок,  как  бы  он  ни  был  заранее  распланирован  и  подготовлен.  Всегда  немного  импровизация,  в  которой  очень  охотно  и  активно  участвует  малыш.  На  помощь  педагогу  может  прийти  любимая  игрушка  ученика,  которая  будет  наблюдать,  всё  ли  правильно  делает  ученик,  делает  замечания  ему.  Ребёнок  радостно  воспримет  эту  игру  и  будет  с  удовольствием  выполнять  все  требования.  Маленький  мишка  будет  следить  за  правильной  постановкой  рук  и  будет  сердито  ворчать,  если  что-то  не  правильно,  и  ребёнок  всё  радостно  исправляет. Педагог,  работающий  с  начинающими  должен  быть  творчески  одарённым,  для  каждого  отдельного  ученика  он  творческим  путём  создаёт  материал  урока.  Дети  эмоционально  воспринимают  мир,  что  обязывает  педагога  быть  внимательным  и  чутким,  опираться  на  уроке  на  чувства  детей,  создавать  в  классе  радостную,  увлекательную  обстановку.  Удовольствие  от  урока  должен  получать  педагог  и  ученик.  Доброта,  улыбка,  ласка  вместе  с  требовательностью – это  так  важно  в  первое  время  занятий  с  малышами,  и эта  радость  общения  должна  всегда  сохраняться на  уроках.

 

7.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

 Домашнее  задание  должно  быть  небольшим,  ясным  и  понятным  ученику.  Весь  новый  материал  надо  подробно  объяснить  и  проработать  на  уроке.  В  конце  урока  следует  всё  повторить,  обратить  внимание  ученика  на  то  основное,  что  он  выучил,  чему  научился.  Любое  объяснение  сопровождается  показом.  В  начальном  обучении  полезно  использовать  детские,  народные  песенки.  Ребёнок  занимается  увлечённо,  активно,  делает  большие  успехи.  Если  мелодии  не  сложные,  хорошо  запоминаются.  Необходимо  также  поощрять  ребёнка  к  домашнему  музицированию.  Могучее  средство  воспитания  и  обучения – контакт  с  родителями.  Очень  хорошо,  если  родители  присутствуют  на  первых  уроках,  они  могут  контролировать  правильную  постановку  рук  дома.  Родители  могут  приходить  на  экзамены,  слушать  выступления  своих  детей  на  концертах,  на  родительских  собраниях.

8.ПРИМЕНЕНИЕ  МЕТОДА  «ЭЛЕМЕНТАРНОГО  СОЧИНЕНИЯ  МУЗЫКИ».

Применение  метода  «элементарного  сочинения  музыки»  в  начальный  период  обучения  способствует  развитию  музыкального  мышления  ученика,  даже  если  эти  творческие  попытки  очень  скромны.  Техническое  продвижение  ученика  может  пойти  успешнее,  если  он  сам  будет  участвовать  в  сочинении,  придумывать  этюды,  пьесы,  сочинение  мелодий  к  стихам.  Первые  мелодии  должны  состоять  из  трёх – четырёх – пяти  нот.  Дети  с  удовольствием  выполняют  эти  задания,  оживляются,  предлагают  свои  любимые  стихи,  пробуют  сочинять  мелодии  на  них.  Педагог  подбирает  аккомпанемент  к  этим  мелодиям  и  исполняет  вместе  с  учеником. Развивает  детей  транспонирование,  исполнение  ансамблей  с  педагогом  на  гитаре  или  фортепиано.  Со  способными  учащимися  во  второй  четверти  уже  можно  заниматься  чтением  с  листа.  Первоклассников  нужно  приглашать  на  уроки  к  учащимся  старших  классов,  которые  играют  сложную  программу.

  В  работе с  маленькими  детьми  не  надо  торопиться,  ускорять  успехи  ребёнка  форсированием  материала,  стараясь  усложнять  программу.  Только  очень  осторожно,  шаг  за  шагом  необходимо  усложнять  задания  постепенно,  только  после  того,  как  ребёнок  усвоил  предыдущее.  Но  на  каждом  уроке  необходимо  всегда  задавать  что0то  новое,  можно  на  ту  же  самую  тему,  на  тот  же  приём,  но пусть  это  будет  уже  другая  пьеса,  этюд,  чтобы  ученику  не  наскучило  учиться.  Ученик  будет  чувствовать,  что  продвигается  вперёд,  выучивая  всё  больше  и  больше  новых  произведений.  Попробуйте  маленького  ученика  заставить  учить  одну  пьесу  несколько  уроков  подряд.  Вы  увидите,  как  ему  не  интересно,  ученик  заскучал.  Нужно  больше  разнообразия  применять  на  уроке.  Если  ученик  не  может  выучить  пьесу  на  память – не  нужно  заставлять,  лучше  выбрать  более  интересную  пьесу.  За  первое  полугодие  ученик  выучивает  12-15  лёгких  пьес,  которые  нужно  всё  время  повторять.  Очень  полезно  давать  начинающему  ученику  возможность  самому  выбрать  пьесу,  проиграв  несколько  произведений.  Залог  успеха  обучения – творчес-кое  отношение  учителя  к  процессу  обучения. Искать  новые  пути  активизации  творчества  учеников,  оригинальные  формы  объяснения,  перенимать  опыт  лучших  педагогов,  постоянно  работать  над  своим  мастерством – вот  что  значит  творчески  преподавать. 

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 В  специальном  классе  гитары  занятия  индивидуальные,  поэтому  именно  преподаватель  по  специальности  наилучшем  образом  может  воздействовать   на  интеллектуальное  развитие  ученика.  Это  развитие  должно  начинаться  в  самом  начале  обучения,  с  первых уроков  в  ДМШ  и  продолжаться  в  течении  всего  периода  обучения.  Встречаются  дети,  интеллектуально  одарённые  от  природы  способностью  самостоятельно  получать  знания.  Они  любят  читать  энциклопедии  и  справочники,  анализируют  получаемую  информацию,  с  лёгкостью  и  удовольствием  учатся.  Но  это большая  редкость. К  сожалению,  в  подавляющем  большинстве  при-ходится  иметь  дело  с  обычными  детьми,  что  требует  специальной  работы  педагога  по  воспитанию  у  них  интеллекта  и  способности  учиться.  Во  всех  этих  случаях  одной  из  главных  задач  педагога  является  забота  о  комфортном  психологическом  состоянии  учеников  в  начальном  периоде  воспитания.  Необходимо,  чтобы  ученики  как  можно  реже  испытывали  такие  состояния,  как  беспомощность,  угнетённость.  Чтобы  мыслительные  способности  ученика  развивались,  они  должны  верить  в  свои  силы,  в  успех  своих  занятий. «Дети  на  своих  ошибках  не  учатся,  дети  учатся  на  своих  успехах,  достижениях.  Дети  развиваются  прибавлением  положительного,  а  не  вычитанием  отрицательного»  - говорил  известный  педагог  С.Соловейчик.

 Учителю  необходимо  направить  свои  усилия  на  то,  чтобы  как  можно  скорее  привить  ученику  самостоятельность  мышления,  способность  к  самопознанию  и  умение  добиваться  своей  цели.  С  первых  уроков  учитель  должен  подталкивать  ученика  к  творческому  действию,  используя  методы  проблемной  педагогики.  Развитие  интеллекта  учащихся  тесно  связано  с  развитием  творческих  способностей,  которое  предполагает  не  простое  усвоение  информации  на  уроке,  а  проявление  учеником  интеллектуальной  инициативы  и  создание  им  чего-то  нового  для  себя.  Интеллект  ученика  воспитывается  в  ходе  решения  музыкальных  и  исполнительских  задач,  творческих  вопросов,  которые  ставит  учитель  специально  перед  учеником.  Вначале  учитель  решает  эти  задачи  и  вопросы  вместе  с  учеником,  но  постепенно  всё  больше  подводит  его  к  самостоятельной  работе.  В  старших  классах  ученик  самостоятельно  должен  подбирать  правильную  аппликатуру  в  пьесах.

  Каждый  ребёнок  отличается  индивидуальными  способностями,  характером,  темпераментом.  Знание  психологического  мира  школьника,  знание  возрастных  и  индивидуальных  способностей,  владение  методикой  работы  с  детьми  помогают  педагогу,  который  прежде  всего  должен  любить  детей. Обучение – долгий  и  кропотливый  процесс,  требующий  большого  терпения  и  душевной  щедрости.  Одна  из  особенностей  маленького  ребёнка – эмоциональность.  В  этом  возрасте  бурно  развивается  воображение,  он  полон  энергии,  у  него  богатый  внутренний  мир,  свои  интересы,  потребности,  радости,  печали.  Учитель  должен  хорошо  знать  своего  ученика.  В  детской  педагогике  большое  значение  играет  фактор  заинтересованности.  Обучение  должно  быть  интересным,  увлекательным  процессом, возбуждающим  воображение,  фантазию,  творческую  активность  ребёнка.  Педагог  не  только  обучает  ремеслу,  техническим  навыкам  игры  на  гитаре,  он  прежде  всего  увлекает  музыкой.  Создать  заинтересованность,  стремление,  желание  заниматься – это  самое  важное  для  педагога.  Ребёнка  при  его  первых  шагах  в  обучении  очень  поддерживает  поощрение,  похвала,  но  с  указанием  ошибок,  которые  нужно  исправить.  По  тону  педагога  ребёнок  должен  чувствовать  уверенность,  что  всё  получится  и  увидеть  результат  своего  труда.

  Мастерство  педагога  определяется  наличием  определённых  педагогических  способностей,  в  число  которых  входят  интеллектуально-познавательные  способности,  которые  не  только  помогают  развивать  ученика  и  управлять  его  интеллектуальной  деятельностью,  но  и  постоянно  повышать  свой  собственный  интеллектуальный  уровень.

 Начальное  обучение  игре  на  гитаре  маленьких  детей – важный  раздел  общей  методики  обучения  игре  на  гитаре.  Для  первоклассников – это  пора  оптимального  приобщения  к  миру  прекрасного.  В  детские  годы  закладывается  основа  художественных  представлений,  вкусов  человека,  поэтому  ответственна роль  первых  воспитателей,  от  которых  во  многом  зависит,  займёт  ли  музыка  должное  место  в  жизни  человека.  От  личности  воспитателя,  его  нравственного  облика,  уровня  знаний,  профессионального  мастерства  и  опыта  зависит  конечный  результат  воспитания  школьников.  Музыкальное  воспитание  помогает  формировать  гармонично  развитых,  культурных,  духовно  богатых  людей.  И  какую  бы  в  дальнейшем  ни  выбрал  профессию  ученик,  в  нём  важно  воспитать  чувство  красоты  в  искусстве  и  в  жизни.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Золотая  библиотека  педагогического  репертуара  для  гитары. Сост. Н.Дмит-риева. Москва. Издательства «Дека-ВС». 2009г.

2.Н.Дмитриева «Нотная  папка  гитариста». Москва. 2009г.

3.Л.Шумеев  «Школа  начинающего  гитариста». Москва.2011г.

4.В.Калинин «Юный  гитарист». Москва.2010г.

5.Н.Иванова-Крамская «Школа  исполнительского  мастерства  юного  гитариста». Ростов-на-Дону. 2012 г.

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения