программа учебного предмета "Ансамбль"

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области

МБУДО "Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки", дата создания: 1977 год. 

Адрес: Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1 микрорайон, строение 6.

Тел.: 8 (48 153) 7-08-12 (приемная), 8 (48153)3-29-20 (директор), 8(48153)7-07-21 (вахта), e-mail: muzikal_shkola@mail.ru 

программа учебного предмета "Ансамбль"

 

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  «Фортепиано»

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УП.02.Ансамбль

2012г.

ОДОБРЕНА:

УТВЕРЖДЕНА:

 

 

Педагогическим советом

Директором

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»                                                                                           

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

№31 от 30.08.2012г.

И.Ш. Акопян

№36 от 29.08.2013г.

31.08.2012г.

№41 от 29.08.2014г.

МП

№46 от 27.08.2015г.

 

 

        Программа учебного предмета Ансамбль разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет.

 

          Организация-разработчик: МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».

 

          Разработчик:Преподаватель МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» Богачева Елена Михайловна.

 

 СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ    УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА.

 

1.1.        Область применения программы:

Программа учебного предмета Ансамбль является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет.

Программа учебного предмета Ансамбль может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2.        Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

Музыкальное исполнительство.

1.3.         Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- ансамблевый репертуар (музыкальные произведения, созданные для фортепианного дуэта, переложения симфонических, циклических – сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а так же камерно-инструментальный репертуар) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующий формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- основные направления камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том числе сочинения И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- читать с листа ансамблевые музыкальные произведения;

- слышать все партии в ансамбле;

- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при игре в ансамбле.

 

1.4.        Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 330 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 132 часа;

самостоятельной работы обучающегося 198 часов.

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

2.1.        Объем учебного предмета и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

330

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

132

в том числе:

 

практические занятия

124

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

198

в том числе:

 

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность)

-

 

2.2.        Тематический план и содержание учебного предмета:

 

 

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Знакомство партнеров.

Воспитание навыков совместной игры.

Содержание учебного материала

33

Формирование навыков слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

Репертуарный план:

1.  Витлин. «Дед Мороз», «Серенькая кошечка».

2.  Ансамбли из сборников для начинающих пианистов;

3.  Милич. Маленькому пианисту.

4.  Баренбойм, Ляховицкая. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.

5.  Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».

 

Практические занятия

31

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

49,5

Тема 2.

Работа над навыками ансамблевого музицирования.

Содержание учебного материала

33

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

совместно работать над динамикой произведения;

анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

Репертуарный план:

1.  Николаев. Фортепианная игра.

Живцов. Бульба.

2.  Бетховен. Марш из музыки «Афинские развалины».

3.  Бетховен.«Три немецких танца»;

4.  Беркович. «Сборник ансамблей».

5.  Шуберт. «Музыкальный момент».

6.  Шмитц. «Пьесы».

7.  Глинка. «Вальс».

8.  Беркович. «Романс».

9.  Варламов. «Красный сарафан»

Шуберт. «Экосезы».

10.         Бородин. «Полька».

11.          Глинка. «Марш Черномора».

12.          Чайковский. Танец пастушков из балета «Щелкунчик».

13.          Шмитц. Легкие пьесы в 4 руки.

14.          Шуберт. «Экосезы».

15.          Брамс. «Венгерский танец».

16.          Глинка. Таней из оперы «Иван Сусанин».

17.          Петров А. «Цирк».

18.          Прокофьев. «Гавот».

 

Практические занятия

31

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

49,5

Тема 3.

Усложнение репертуара, ознакомления с ансамблевыми произведениями разных стилей, жанров и форм.

 

 

Содержание учебного материала

33

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

Репертуарный план:

1.   Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».

2.   Шуберт. «Военный марш».

3.   Бах И.С. Концерт B-dur для 2-х фортепиано.

4.   Шостакович. Концертино для 2-х фортепиано.

5.   П.Чайковский «Русский Танец» из балета Лебединое озеро.

6.   П.Чайковский «Испанский Танец» из балета Лебединое озеро.

7.   И.Брамс «Вальсы» op.39.

8.   М.Равель «Волшебный сад» из сюиты Моя мать гусыня.

9.  К.Сорокин «Вальс».

 

Практические занятия

31

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

49,5

Тема 4.

Применение навыков чтение с листа, средств выразительности, артистизма.

 

Содержание учебного материала

33

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

 

Практические занятия

31

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

49,5

 

 

 

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета:

- концертный зал (0,65 кв.м на одно посадочное место);

- учебные аудитории для индивидуальных занятий (12 кв.м).

Оборудование учебного кабинета:

- фортепиано, стулья, шкафы для нот, стол преподавателя.

Технические средства:

- метроном, магнитофон, музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Интернет ресурсы:

1.    Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/;

2.    Всё для музыкальной школы: http://as-sol.net

3.    Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;

4.    Нотный архив: http://partita.ru/.

Основные источники:

1.    Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002 Играем с удовольствием.

2.    Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005.

3.    Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Композитор, М.,2013.

4.    Ансамбли. Средние классы. Вып. 13/ изд. Композитор, М.,2013.

5.    Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Композитор, М., 2013.

6.    Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009.

7.    Артоболевская. «Первая встреча с музыкой» Композитор, М.,2012.

8.    Аджемов К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе камерного ансамбля. M. 2009.

9.    Балаев Г. «Современные фортепианные ансамбли» средние и старшие классы ДМШ Издательство: Феникс, 2010 г.  

10.Бизе Ж.  "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011.

11.Барсукова С.     " Вместе весело шагать" изд. Феникс, 2012.

12.Баренбойм, Ляховицкая. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.

13.Беркович. Сборник ансамблей.

14.Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально    педагогический процесс. М. 2009.

15.Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 2011.

16.Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля («Вопросы фортепианной педагогики», Вып. 3.) Москва, изд. «Музыка». 2012 г.

17.«Два рояля – восемь рук». Пособие для младших и средних классов ДМШ. СПб, «Союз художников», 2011 г.

18.Гудова Е.          Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3.

19.Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001.

20.Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. 2013.

21.Лузум Н. В ансамбле с солистом. 2005.

22.Милич. Маленькому пианисту. 2005.

23.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М. 2008.

24.Сорокина Е. / М., Музыка, 2008 Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.

25.Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб  Композитор, 2005.

26.Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010 Рахманинов С.

27.Смирнова Н.        Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006.

28. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012 За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев.

29.Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012.

Дополнительные источники:

1.    Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования /Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996.

2.    Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально педагогический процесс. М.,1979.

3.    Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле /Музыкальное исполнительство. Выпуск 8.

4.    Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971.

5.    Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976.

6.    Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция,исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 200Т: № 4.

7.    Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988.

8.    Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка, 1970.

9.    Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.

                            

                                       

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 В  результате  освоения  предмета обучающийся знает:

-ансамблевый репертуар (музыкальные произведения, созданные для фортепианного дуэта, переложения симфонических, циклических – сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а так же камерно-инструментальный репертуар) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующий формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- основные направления камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том числе сочинения И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века.

В результате  освоения  предмета обучающийся умеет:

- решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- читать с листа ансамблевые музыкальные произведения;

- слышать все партии в ансамбле;

- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при игре в ансамбле.

Контрольные уроки.

Академические концерты.

Экзамены.

 

Приложение № 1

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ПЕРЕВОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ).

3 класс

I вариант:

1.    Т.Симонова «Стрекоза», «Медведь», «Вальс игрушек».

2.    И. Беркович Фортепианные ансамбли.

II вариант:

1.    Л. Бетховен  «Два немецких танца».

2.    Н. Раков «на прогулке».

3.     

4класс

I вариант:

1.    Т. Симонова «Лебедь», «Фламинго».

2.    М.Глинка «Вальс» из оперы  « Иван Сусанин».

II вариант:

1.    Ж. Металлиди «Полька».

2.    Р.Глиэр «Песня».

 5класс

I вариант:

1.    Т. Симонова пьесы из цикла «Превращения».

2.    П.Чайковский «Пять русских народных пьес».

II вариант:

1.    Т. Симонова пьесы из цикла «Превращения».

2.    А. Бородин «Полька».

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

 (ЭКЗАМЕН).

6 класс

I вариант:

1.    П.Чайковский  «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

2.    А. Глазунов «Венгерский танец №4».

II вариант:

1.    С.Прокофьев Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта».

2.    Э.Григ  «Норвежский танец №2».

III вариант:

1.    Дворжак «Славянские танцы».

2.    И. Брамс «Венгерские танцы».

3.    А. Аринский «Вальс», «Ноктюрн».

IV вариант:

1.    Ф.Мендельсон  «Свадебный марш».

2.    И. Стравинский балет  «Петрушка».

3.    Д. Шостакович «Концертино», «Праздничная увертюра».

 

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения