ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.03.Концертмейстерский класс
2012г.
ОДОБРЕНА: |
УТВЕРЖДЕНА: |
|
|
Педагогическим советом |
Директором |
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» |
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» |
№31 от 30.08.2012г. |
И.Ш. Акопян |
№36 от 29.08.2013г. |
31.08.2012г. |
№41 от 29.08.2014г. |
МП |
№46 от 27.08.2015г. |
|
Программа учебного предмета Концертмейстерский класс разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет.
Организация-разработчик:МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».
Разработчики:Преподаватели МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» Богачева Елена Михайловна, Левшенкова Елена Николаевна.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.1. Область применения программы:
Программа учебного предмета Концертмейстерский класс является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет.
Программа учебного предмета Концертмейстерский класс может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
Музыкальное исполнительство.
1.3. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный);
- основные принципы аккомпанирования солисту;
- профессиональную терминологию;
-особенности выступления в качестве концертмейстера и специфику репетиционной работы с солистом.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- аккомпанировать солистам (вокалистам, и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- разучивать с солистом его репертуар.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 122,5 часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 49 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 73,5 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения - 1,5 года.
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
122,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
49 |
в том числе: |
|
практические занятия |
40 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. |
9 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
73,5 |
в том числе: |
|
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (концертмейстерский класс) |
1 |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета:
Название темы |
Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа |
Количество часов |
Тема 1. Вокальный аккомпанемент.
|
Содержание учебного материала |
24 |
Изучение наиболее простого вокального репертуара.
Изучение элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов.
Анализ фактуры фортепианной партии, определение звукового баланса голоса и фортепиано.
Репертуарный план:
Агабабов С.: "Колыбельная", "Лесной бал"
Алябьев А.: "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"
Александров Ан.: "Ты со мной", "Люблю тебя";
Аракишвили Д.: "На холмах Грузии", " Догорела заря";
Балакирев М.: "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой";
Бах И. С.10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли;
Бетховен Л.: "Тоска разлуки", Воспоминание", "Люблю тебя";
Бородин А.:"Песня темного леса", "Фальшивая нота";
Брамс И.:«Колыбельная», «Кузнец»;
Варламов А.:"Красный сарафан", "Горные вершины", "Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди";
Булахов Г."Не пробуждай воспоминаний";
Глинка М.:"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Как сладко с тобою мне быть", " В крови горит огонь желания";
Гурилев А.: "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно""Домик-крошечка", "Сарафанчик", " Однозвучно гремит колокольчик";
Даргомыжский А.: "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина", "Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка", "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал", "Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок";
Дюбюк А.: "Не брани меня, родная", "Не обмани"
Мендельсон Ф." Весенняя песня";
Римский-Корсаков Н." На холмах Грузии";
Чайковский П.: "Мой садик", "Детская песенка", "Нам звезды кроткие сияли";
Шуберт Ф.:"Полевая розочка", "Блаженство". |
|
Практические занятия |
20 |
Контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающихся |
36 |
Тема 2.
Инструментальный
аккомпанемент. |
Содержание учебного материала |
25 |
Изучение наиболее простого инструментального репертуара (скрипка).
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, анализ фактуры фортепианной партии, определение звукового баланса инструмента и фортепиано.
Репертуарный план:
Багиров В. «Романс»;
Бакланова Н.: «Мазурка», «Романс»;
Бах И.С.: «Ария», «Сицилиана»;
Бетховен Л. Два народных танца «Багатель»;
Боккерини Л. «Менуэт»;
Бом К. «Непрерывное движение»;
Вебер К. «Хор охотников»;
Вераччини Ф. Largo;
Глинка М.: «Мазурка», «Полька» «Чувство»;
Глюк К.В. «Веселый танец»;
Глиэр Р.: «Романс», «Вальс»;
Данкля Ш: «Вариации на тему Пачини», «Вариации на тему Вейгля»;
Кюи«Ориенталь» (Восточная мелодия);
Зейтц Ф. Концерт соль мажор, 1-ая часть;
Майкапар С. «Вечерняя песнь»;
Массне Ж. «Размышление»;
Моцарт В.А. «Вальс», «Менуэт»;
Перголези Дж. «Сицилиана», «Ария»;
Рамо Ж.Ф. «Ригодон», «Тамбурин»;
Рис Ф. «Вечное движение»;
Сен-Санс К. «Лебедь»;
Тартини Дж. «Сарабанда»;
Телеман Г.Ф. «Буре»;
Хачатурян А. «Ноктюрн»;
Чайковский П. «Вальс», «Мазурка». |
|
Практические занятия |
20 |
Контрольные работы |
5 |
Самостоятельная работа обучающихся |
37,5 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует:
- концертный зал (0,65 кв.м на одно посадочное место);
- учебные аудитории для индивидуальных занятий (12 кв.м).
Оборудование учебного кабинета:
- рояль, пианино, стулья.
Технические средства:
- метроном, магнитофон, музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Интернет ресурсы:
1. Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/;
2. Всё для музыкальной школы: http://as-sol.net
3. Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;
4. Нотный архив: http://partita.ru/.
Основные источники:
Брыкина Г. |
Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром / « Фортепиано «,1999, N 2. |
Визная И., Геталова О. |
Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009. |
Живов Л. |
Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966
Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974.
Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
Л., 1961. |
Крючков Н. |
Концертмейстерский класс. М., Изд. Центр «Академия» Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4 Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972. |
Подольская В. |
Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе Концертмейстера. М., Музыка,1974. |
Савельева М. |
Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального
образования, вып.3. М., Музыка,1991. |
Смирнова М. |
О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974. |
Шендерович Е.
|
Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
«В концертмейстерском классе». Размышления
педагога. М., Музыка,1996. |
Чачаев В. |
Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007. |
Дополнительные источники:
1. Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор» . - М.: Радуга, 1987 г. – 432 с.
2. О работе концертмейстера. – Сост. М.А.Смирнов. – М.: Музыка, 1974 г.
3. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – Сост. Ф.Д. Брянская. – Москва, 1971 г.
4. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.
5. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1962.
6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4.
7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и средних проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002, 192 с.
8. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
9. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972.
10. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4.
11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996.
12. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Музыка, 1987.— 60 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные знания, усвоенные умения)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает:
- основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный);
- основные принципы аккомпанирования солисту;
- профессиональную терминологию;
-особенности выступления в качестве концертмейстера и специфику репетиционной работы с солистом.
В результате освоения предмета обучающийся умеет:
- аккомпанировать солистам (вокалистам, и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- разучивать с солистом его репертуар. |
Контрольные уроки.
Академические концерты.
Экзамен. |
Приложение № 1
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ПЕРЕВОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ).
7 класс
I вариант:
1. Даргомыжский А. «Привет».
Глинка М. «Полька».
II вариант:
1. Глинка М. «Не пробуждай меня, без нужды».
2. Багиров В. «Романс».
III вариант:
1. Чайковский П. «Детская песенка».
Боккерини Л. «Менуэт».
IV вариант:
1. Даргомыжский А. «Каюсь, дядя, черт попутал».
Сен-Санс К. «Лебедь».
V вариант:
1. Варламов А. «Горные вершины».
Глиэр «Романс».
VI вариант:
1. Даргомыжский А. «Мне грустно».
2. Фибих «Поэма».
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
(ЭКЗАМЕН).
I вариант:
1. Алябьев А. «Соловей».
2. Глинка М. «Мазурка».
II вариант:
1. Варламов А. «Красный сарафан».
2. Кюи «Ориенталь» (Восточная мелодия).
III вариант:
1. Мендельсон Ф. «Весенняя песня».
2. Данкля Ш. «Вариации на тему Пачини».