учебный предмет "Концертмейстерский класс"

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области

МБУДО "Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки", дата создания: 1977 год. 

Адрес: Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1 микрорайон, строение 6.

Тел.: 8 (48 153) 7-08-12 (приемная), 8 (48153)3-29-20 (директор), 8(48153)7-07-21 (вахта), e-mail: muzikal_shkola@mail.ru 

программа учебного предмета "концертмейстерский класс"

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

УП.03.Концертмейстерский класс

2012г.

 

ОДОБРЕНА:

УТВЕРЖДЕНА:

 

 

Педагогическим советом

Директором

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»                                                                                                     

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

№31 от 30.08.2012г.

И.Ш. Акопян

№36 от 29.08.2013г.

31.08.2012г.

№41 от 29.08.2014г.

МП

№46 от 27.08.2015г.

 

 Программа  учебного предмета Концертмейстерский класс  разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет.

 

Организация-разработчик:МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».

Разработчики:Преподаватели МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» Богачева Елена Михайловна, Левшенкова Елена Николаевна.

                    

СОДЕРЖАНИЕ.

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ    УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА.

1.1. Область  применения  программы:

Программа  учебного  предмета Концертмейстерский класс  является  частью дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной  программы  в  области  музыкального  искусства  в  соответствии  с  ФГТ  по  программе     «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет. 

Программа  учебного  предмета Концертмейстерский класс   может  быть  использована  в реализации  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной программы  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано»  в  детских  школах  искусств,  образовательных  учреждениях  при наличии  соответствующей  лицензии  на  осуществление  образовательной  деятельности.

1.2. Место  предмета  в  структуре  дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной  программы  в  области  музыкального  искусства:

Музыкальное  исполнительство.

1.3. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный);

- основные принципы аккомпанирования солисту;

- профессиональную терминологию;

-особенности выступления в качестве концертмейстера и специфику репетиционной работы с солистом.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- аккомпанировать солистам (вокалистам, и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

- создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- разучивать с солистом его репертуар.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной  учебной  нагрузки  обучающегося – 122,5 часов, в  том числе

обязательной  аудиторной  учебной  нагрузки  - 49  часов;

самостоятельной  работы  обучающегося – 73,5  часов.

 

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения -  1,5 года.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

122,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49 

в том числе:

 

практические занятия

40

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

73,5

в том числе:

 

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (концертмейстерский класс)

1

 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета:

 

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1. Вокальный аккомпанемент.

 

Содержание учебного материала

24

Изучение наиболее простого вокального репертуара.

Изучение элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов.

Анализ фактуры фортепианной партии, определение звукового баланса голоса и фортепиано.

Репертуарный план:

Агабабов С.: "Колыбельная", "Лесной бал"

Алябьев А.: "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"

Александров Ан.: "Ты со мной", "Люблю тебя";

Аракишвили Д.: "На холмах Грузии", " Догорела заря";

Балакирев М.: "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой";

Бах И. С.10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли;

Бетховен Л.: "Тоска разлуки",  Воспоминание", "Люблю тебя";

Бородин А.:"Песня темного леса", "Фальшивая нота";

Брамс И.:«Колыбельная», «Кузнец»;

Варламов А.:"Красный сарафан", "Горные вершины", "Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди";

Булахов Г."Не пробуждай воспоминаний";

Глинка М.:"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Как сладко с тобою мне быть", " В крови горит огонь желания";

Гурилев А.: "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно""Домик-крошечка", "Сарафанчик", " Однозвучно гремит колокольчик";

Даргомыжский А.:       "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина", "Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка", "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал", "Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок";

  Дюбюк А.: "Не брани меня, родная", "Не обмани"

Мендельсон Ф." Весенняя песня";

Римский-Корсаков Н." На холмах Грузии";

Чайковский П.: "Мой садик", "Детская песенка", "Нам звезды кроткие сияли";

Шуберт Ф.:"Полевая розочка", "Блаженство".

 

Практические занятия

20

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся

36

Тема 2.

Инструментальный

аккомпанемент.

Содержание учебного материала

25

Изучение наиболее простого инструментального репертуара (скрипка).

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, анализ фактуры фортепианной партии, определение звукового баланса инструмента  и фортепиано.

 

Репертуарный план:

Багиров В. «Романс»;

Бакланова Н.: «Мазурка», «Романс»;

Бах И.С.: «Ария», «Сицилиана»;

Бетховен Л. Два народных танца «Багатель»;

Боккерини Л. «Менуэт»;

Бом К. «Непрерывное движение»;

Вебер К. «Хор охотников»;

Вераччини Ф. Largo;

Глинка М.: «Мазурка», «Полька» «Чувство»;

Глюк К.В. «Веселый танец»;

Глиэр Р.: «Романс», «Вальс»;

Данкля Ш: «Вариации на тему Пачини», «Вариации на тему Вейгля»;

Кюи«Ориенталь» (Восточная мелодия);

Зейтц Ф. Концерт соль мажор, 1-ая часть;

Майкапар С. «Вечерняя песнь»;

Массне Ж. «Размышление»;

Моцарт В.А. «Вальс», «Менуэт»;

Перголези Дж. «Сицилиана», «Ария»;

Рамо Ж.Ф. «Ригодон», «Тамбурин»;

Рис Ф. «Вечное движение»;

Сен-Санс К. «Лебедь»;

Тартини Дж. «Сарабанда»;

Телеман Г.Ф. «Буре»;

Хачатурян А. «Ноктюрн»;

Чайковский П. «Вальс», «Мазурка».

 

Практические занятия

20

Контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающихся

37,5

 

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы предмета требует:

- концертный зал (0,65 кв.м на одно посадочное место);

- учебные аудитории для индивидуальных занятий (12 кв.м).

Оборудование учебного кабинета:

- рояль, пианино, стулья.

Технические средства:

- метроном, магнитофон, музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Интернет ресурсы:

1.    Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/;

2.    Всё для музыкальной школы: http://as-sol.net

3.    Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;

4.    Нотный архив: http://partita.ru/.

Основные источники:

  Брыкина Г.

Особенности   работы   пианиста-концертмейстера   с виолончельным репертуаром / « Фортепиано «,1999, N 2.

Визная И., Геталова О.

Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009.

Живов Л.

Подготовка    концертмейстеров-аккомпаниаторов    в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966

Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974.

Искусство аккомпанемента как предмет обучения.

Л., 1961.

Крючков Н.

Концертмейстерский класс. М., Изд. Центр «Академия» Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4 Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972.

Подольская В.

Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе Концертмейстера. М., Музыка,1974.

Савельева М.

Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального

образования, вып.3. М., Музыка,1991.

Смирнова М.

О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974.

Шендерович Е.

 

Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4

«В концертмейстерском классе». Размышления

педагога. М., Музыка,1996.

Чачаев В.

Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007.

Дополнительные источники:

1.    Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор» . - М.: Радуга, 1987 г. – 432 с.
2.    О работе концертмейстера. – Сост. М.А.Смирнов. – М.: Музыка, 1974 г.
3.    Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – Сост. Ф.Д. Брянская. – Москва, 1971 г.
4.    Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.
5.    Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1962.
6.    Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4.
7.    Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и средних проф. учеб. заведений.-  М.: Академия, 2002, 192 с.
8.    Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
9.    Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972.
10.    Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4.
11.    Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996.
12. Шендерович Е. М.  О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Музыка, 1987.— 60 с.

 

4.КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Контроль  и  оценка  результатов  освоения  предмета  осуществляется  преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий  и  контрольных  работ, тестирования, выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий.

Результаты   обучения

(освоенные знания, усвоенные умения)

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 В результате освоения предмета обучающийся знает:

- основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный);

- основные принципы аккомпанирования солисту;

- профессиональную терминологию;

-особенности выступления в качестве концертмейстера и специфику репетиционной работы с солистом.

В результате освоения предмета обучающийся умеет:

- аккомпанировать солистам (вокалистам, и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

- создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- разучивать с солистом его репертуар.

Контрольные  уроки.

Академические  концерты.

Экзамен.

 

Приложение № 1

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ПЕРЕВОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ).

 7 класс

I вариант:

1.    Даргомыжский А.   «Привет».

Глинка М. «Полька».

II вариант:

1.    Глинка М. «Не пробуждай меня, без нужды».

2.    Багиров В. «Романс».

III вариант:

 1.    Чайковский П. «Детская песенка».

Боккерини Л. «Менуэт».

 IV вариант:

1.    Даргомыжский А.   «Каюсь, дядя, черт попутал».

Сен-Санс К.    «Лебедь».

V вариант:

1.    Варламов А. «Горные вершины».

Глиэр «Романс».

VI вариант:

1.    Даргомыжский А.  «Мне грустно». 

2.    Фибих «Поэма».

 ПРИМЕРНЫЕ  ПРОГРАММЫ

 (ЭКЗАМЕН).

I вариант:

1.    Алябьев А. «Соловей».

2.    Глинка М. «Мазурка».

II вариант:

1.    Варламов А. «Красный сарафан».

2.     Кюи «Ориенталь» (Восточная мелодия).

III вариант:

1.   Мендельсон Ф. «Весенняя песня».

2.   Данкля Ш.  «Вариации на тему Пачини».

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения